Главная » Компании » Украинская экономика не нуждается в малом бизнесе

Украинская экономика не нуждается в малом бизнесе

Но сами предприниматели сейчас думают о том, как бы вообще выжить в это тяжелое время. Сейчас в Украине принято много говорить о малом и среднем бизнесе как о надежде экономики в период кризиса. Речь идет как о возможности трудоустройства уволенных с предприятий работников, так и об увеличении показателей роста ВВП за счет предпринимателей.

К примеру, председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Константин Ващенко считает, что “малый бизнес должен стать локомотивом на пути преодоления последствий мирового финансового кризиса в Украине”. Для этого достаточно принять 18 законодательных актов, которые разработал комитет (о том, что это почти неподъемный груз для парламента, можно и не вспоминать). Они предусматривают обеспечение льготного режима налогообложения для малого бизнеса, упрощение регуляторных и административных процедур, усовершенствование механизма микрокредитования под государственные гарантии, снижение учетной ставки и т.д. Минэкономики тоже придерживается подобного мнения и предлагает снизить вдвое ставки единого налога для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения. Но при этом необходимо существенно уменьшить список предпринимателей, которые могут переходить на единый налог (более подробно об этих предложениях читайте в предыдущем номере). Еще несколько законопроектов, касающихся упрощения жизни малого бизнеса, поданы в Верховную Раду депутатами. Несмотря на все эти благие намерения, велика вероятность того, что в условиях рецессии малый бизнес не только не станет опорой экономики, но и пострадает больше других сфер.

Во-первых, в ближайшее время вряд ли предложенные законы будут приняты, но даже в случае их принятия это не изменит ситуацию. Эксперты говорят о том, что законодательство относительно малого бизнеса у нас систематически не выполняется. К примеру, в прошлом году был принят достаточно неплохой Закон “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”, который должен был защищать предпринимателей от чрезмерной опеки проверяющих органов. Но опросы показали, что только около десяти из порядка 60 контролирующих органов выполняют нормы этого закона. По словам Константина Ващенко, каждый из законов, регулирующих деятельность малого бизнеса, проходит три стадии: сопротивление на этапе принятия, попытка нивелировать суть и саботаж на этапе выполнения. И улучшений ждать не приходится.

Во-вторых, сегодня банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение краткосрочных и среднесрочных кредитов. Банкиры говорят, что по бумагам кредиты для предпринимательства выдаются, но на практике — это лишь пролонгация уже существующих займов, которые в данный момент бизнес не может погасить. Некоторые “системники” еще выдают кредиты, но только гривневые, только под отличный залог и с очень интересной процентной ставкой — не менее 25% годовых. В таких условиях малому бизнесу развиваться невозможно, утверждают специалисты.

Слабая надежда в этом вопросе и на государство. С одной стороны, в единственном антикризисном законе предусмотрено, что часть стабилизационного фонда будет направлена в малый бизнес, с другой — фонда пока как такового не существует. При этом Виктор Ющенко сказал, что предприниматели средней руки могут рассчитывать на деньги МВФ, но только незначительную часть, и только со второго транша. Если он, конечно, будет. Сложно рассчитывать и на бюджетные деньги, хотя у нас в бюджете и есть расходная статья для малого бизнеса — частичная компенсация процентных ставок по кредитам. Но в бюджете прошлого года на эти мероприятия было выделено только 27 млн. грн., в этом году — 32 млн. Учитывая, что в стране более 350 тыс. “малых” бизнесменов, то на одного из них приходится 91 грн. Вряд ли за эти деньги можно покрыть хоть какой-то кредит.

В-третьих, свое негативное влияние на товары и услуги малых предприятий окажет и снижение платежеспособного спроса. Сокращение спроса в свою очередь приведет к уменьшению оборотных средств и заставит предприятия урезать издержки за счет снижения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития. То есть будет происходить то же, что и в других сферах. Но при этом издержки малого бизнеса в себестоимости товара или услуги практически всегда выше, чем у крупных предприятий. Значит, в ситуации, когда крупная компания будет работать с минимальной прибылью, для малого бизнеса это уже будет убыточность. То есть ряд малых бизнесов просто исчезнет.

Еще один момент. Многие эксперты говорят о том, что кризис в сфере МСБ наступил еще раньше, чем в остальных отраслях. По цифрам у нас вроде все благополучно. По данным Госкомстата, количество субъектов малого предпринимательства в Украине в прошлом году увеличилось на 11,1% — до 2,6 млн. Однако эксперты говорят, что цифры роста обеспечивались несовершенством украинского законодательства. Так, увеличение было достигнуто за счет физических лиц-предпринимателей. Скорее всего, это были наемные работники, которые де-юре регистрировались как частные предприниматели. Это позволяло работодателю как экономить на отчислениях из фонда оплаты труда, так и не соблюдать ряд положений КЗоТа. Подобный тезис подтверждает и отраслевая разбивка — количество субъектов малого бизнеса в сфере торговли (вотчины МСБ) снижается, тогда как растет число предпринимателей в сфере операции с недвижимостью, строительства и финансов. Но в этих отраслях просто невозможно эффективное существование малого бизнеса, значит, крупные компании просто минимизируют налогообложение. Свой вклад в показатель роста “обеспечивает” и сложность закрытия малого бизнеса — многие предприниматели предпочитают годами платить единый налог, чтобы не сталкиваться с дорогостоящей процедурой ликвидации. Сейчас, по официальным данным, насчитывается около 50 субъектов малого предпринимательства на тысячу жителей, а существующих не только на бумаге, но и в бизнесе — порядка 19 на тысячу украинцев.

В действительности “золотое время” для малого бизнеса окончилось еще в начале 2000-х. До этого малый и крупный бизнес условно поделили сферы деятельности, выросшие “челноки” занялись торговлей и сферой услуг, тогда как бизнес интересовался производством. Но уже лет 7—8 назад четко оформилась тенденция, когда крупный или уже выросший средний бизнес заинтересовался ретейлом и вложениями в услуги.

Следствием этого стал рост супермаркетов, появление на месте рынков крупных торговых центров и сетей магазинов. Все это совпало по времени с беспрецедентным ростом цен на недвижимость. В итоге доля малого бизнеса в основных “своих” сферах по оценкам экспертов упала в 2—3 раза. И на данный момент свободную нишу для открытия нового дела найти достаточно сложно.

Впрочем, ответ на вопрос, почему мелкий бизнес не способен вывести страну из кризиса, лежит в самой структуре украинской экономики. Доля малого бизнеса в украинском ВВП составляет по разным подсчетам 11—16%, тогда как в Европе — 60—70%. Связано это с недоразвитостью у нас сферы услуг, где МСБ чувствует себя наиболее комфортно. К примеру, в Германии доля услуг в структуре ВВП составляет 62%, во Франции — 67%, в Нидерландах — 65%. Для сравнения: в Украине только порядка 32% ВВП приходится на услуги (а ведь в этой цифре есть и ощутимая доля нереально действующих предпринимателей, минимизаторов). При этом рынок услуг всегда мобильнее промышленной сферы, ему нужны меньшие затраты времени и средств на восстановление утраченных позиций, это и обеспечивает его лидирующие позиции в периоды выхода из кризиса. Поэтому в украинских реалиях малый бизнес по определению не может стать двигателем выхода из кризиса.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...