Необходимость интеграции России с Казахстаном публично никем не ставится под сомнение. Но в откровенных разговорах многие чиновники и эксперты из обеих стран признают, что эта задача в ближайшей перспективе считается практически невыполнимой. В чем причина подобного парадокса?
Что тормозит сегодня не декларативную, а реальную интеграцию. Ответ на этот вопрос может быть найден на «неформальной многосторонней встрече на высшем уровне», 19-21 декабря в Боровом (правительственный курорт в Казахстане).
Туда по приглашению президента Нурсултана Назарбаева сегодня прибывает его российский коллега– Дмитрий Медведев. За эти дни у лидеров двух стран будет достаточно времени, чтобы обсудить с глазу на глаз весь комплекс отношений между Россией и Казахстаном, в которых появился ряд неотложных проблем.
Россия давно объявила постсоветское пространство своим внешнеполитическим приоритетом, причем на роль главного стратегического партнера был выбран Казахстан. Причин к тому немало, и о них не раз писали на страницах АПН и других изданий. Среди них – геополитическая и геоэкономическая взаимодополняемость, протяженная общая граница, сходство политических систем и культур. И самое главное, — Россия и Казахстан, вместе взятые, представляют собой экономическое большое пространство – примерно 70% потенциала бывшего СССР. Идея быстрой экономической реинтеграции и новой индустриальной модернизации понимается политическим руководством обеих стран как стратегически важная и де-факто стала основой для формирования оси Астана-Москва.
В рамках особых союзнических отношений Москва дала Астане полный «карт-бланш» и неоднократно делала шаги навстречу Казахстану. В качестве примера можно привести недавнее решение о расширении проекта КТК вдвое — с нынешних 33 млн до 67 млн т в год. Речь идет о трубопроводе (ныне убыточном для нас!) из Тенгиза до Новороссийска, по которому транспортируется казахстанская нефть. Менее известен другой факт: Москва предприняла все усилия, чтобы минимизировать возможный ущерб для экономических интересов Казахстана в ходе конфликта на Кавказе. По оценкам, казахстанские банки и компании, на свой страх и риск, инвестировали в грузинскую экономику значительные средства (до 10 млрд. долларов). Такое подчеркнуто уважительное и партнерское отношение со стороны РФ имело своей целью подтолкнуть процесс взаимного сближения с РК, столь дорожащей своей обретенной независимостью.
Как показал опыт формирования Евросоюза, межгосударственная интеграция — процесс позитивный и не противоречит политической самостоятельности каждого суверенного государства. Главное, чтобы всеми сторонами одниково четко понималась конечная цель интеграции и основные вехи на этом пути. По мнению экспертов, для полноценной интеграции всем участникам надо последовательно пройти пять этапов. Первый — согласование тарифов и снятие таможенных барьеров. Это уже отработанный сторонами формат Таможенного союза, который будет реализован к 2010 году. Скажем прямо, для России это не самый выгодный этап, поскольку наша страна будет донором интеграционного процесса на первых двух этапах. Для стран СНГ — напротив, Таможенный союз сразу приносит выгоду. Это будет особенно заметно в условиях затяжного кризиса, поскольку снятие запретительных барьеров позволит продвигать другим странам-участницам Союза (Белоруссии и Казахстану) свои более дешевые товары на российский рынок и облегчит реэкспорт.
Второй — самый ключевой этап — взаимные инвестиции. Именно они делают интеграцию необратимой, а заодно гарантируют, что участники процесса не разбегутся по сторонам (как это было с первым изданием Таможенного союза). Данный этап тоже затратный для РФ, но при этом формируется новая эффективная структура взаимозависимой экономики, которая даст заметную прибыль в скором будущем. Вот с этого этапа между нашими странами начинаются определенные трудности. Как известно, казахстанские компании и банки широко реализуют свои проекты на российской территории. Примеры тому, реконструированная пятизвездочная гостиница напротив Кремля или многомиллиардные проекты холдинга «Евразия глобал». Некоторые крупные российские компании тоже получили возможность работать в Казахстане, но по каждому случаю принимается, что называется, «штучное» решение. Попытки поставить процесс взаимных инвестиций на конвейер пока результатов не дали. Так, из пакета документов по формированиюТаможенного союза и деятельности ЕврАзЭС, которые были подписаны 12 декабря с.г. на заседании глав правительств Сообщества в Москве, по инциативе РК был снят один важный документ. «Одно соглашение — о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах — членах Сообщества — снимается, поскольку у Казахстана есть по нему принципиальная позиция», — пояснил руководитель канцелярии премьер-министра РК Габидолла Абдрахимов.
Третий этап — введение общей валюты. Мировой финансовый кризис подтвердил известную истину, что выживают только крупные геоэкономические блоки со своими региональными валютами. Сегодня, в странах СНГ, в основном расчеты производятся в долларах США и в евро, тогда как на российские рубли приходится всего 10-15%. Переход на расчеты в рублях помог бы странам СНГ уйти от негативного воздействия подобных кризисов. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский заявил, что «российский рубль – наиболее предпочтительная региональная валюта, которая будет иметь устойчивый спрос на рынке СНГ». Однако это предложение пока не встретило поддержку Астаны. Как заметил в интервью на «Эхе Москвы» премьер-министр РК Карим Масимов, «для того чтобы российский рубль реально состоялся как резервная валюта, должна пройти большой путь». Для России этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку использование рубля гарантирует серьзность намерений участников Сообществ к полноценной интеграции и обеспечивает исполнение первых двух этапов. Эксперты считают, что вопрос о введении на территории стран ЕврАзЭС региональной резервной валюты станет основным во время переговоров в Боровом.
Четвертый этап интеграции — формирование единого экономического пространства (формально, это и есть ЕврАзЭС). И, наконец, пятый – финальный этап — политический союз. По моему глубокому убеждению, одной лишь экономической солидарности нашим странам не достаточно, нужен политический союз. Проще говоря, интеграция между Россией и Казахстаном должна получить политическую составляющую, одинаково понимаемую высшим руководством обеих стран. В противном случае, можно говорить лишь о неких стремлениях к объединению, об отдельных проектах или даже об сугубо прагматических инструментах, призванных решать ограниченные политические задачи для своих национальных систем. Полгаю, что такой с тратегический подход не должен вызвать возражений со стороны руководства обеих стран, и особенно Казахстана. Ведь в президенском послании «Новый Казахстан в новом мире» Назарбаевым была высказана идея создания Евразийского экономического союза государств, который должен стать выгодным объединением для его участников. А ранее, 29 марта 1994 года на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Московского государственного университета в рамках первого официального визита в РФ, президентом Нурсултаном Назарбаевым была впервые выдвинута идея Евразийского союза государств.
Официальная формула проекта интеграции в рамках Евразийского союза в расшифровке означает экономическую интеграцию при сохранении политического суверенитета и гарантированной коллективной безопасности. Следовательно, Евразийский Союз задумывался как союз равноправных суверенных государств, который не должен ограничиваться экономическим и валютным союзом, но должен стать и союзом политическим. В союзе предполагалось формирование ряда наднациональных органов, без которых это образование будет просто нежизнеспособным. Создание наднациональных органов, как показало время, только усиливает социально-экономическую базу общего пространства благодаря координации, и не ослабляет политический суверенитет сильных участников. Кроме того, вместе с этим на пространстве бывшего СССР появляется принципиально новый уровень для политической и экономической игры.
Позитивный опыт недавней кооперации в атомной промышленности России и Казахстана, совместные инфраструктурные и трубопроводные проекты наших стран показали всю необходимость скорейшего формирования на просторах Евразии мощного геоэкономического мета-игрока, сравнимого по масштабам своей деятельности с бывшим СССР. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о передаче на надгосударственный уровень Евразийского Союза таких крупных блоков, как энергетика (включая атомную), транспорт, связь и ряд других естественных олигополий, требующих для своей деятельности континентального размаха. Образно говоря, «союз Газпрома и КазМунайГаза» может в рабочем порядке решать вопросы о прокладке новых стратегических нефтегазовых маршрутов уже к рубежу 2012 года. А объединенный Минтранс будет способен создавать транспортные магистрали, соединяющие транзитным мостом Европу и Китай. Отдельное ведомство в Союзе должно координировать вопросы освоения и разработок новых технологий, обеспечивая перелив нефтегазовых доходов в инновационную сферу. В этом случае Евразийский союз государств может стать подлинным локомотивом инновационного развития, освободив наши национальные экономики от давления сырьевых отраслей.
Так что возможности для нового витка интеграции у нас имеются, но темпы реальной интеграции сегодня зависят исключительно от политической воли и решимости руководства наших стран. Будем надеятся, что встреча в Боровом станет моментом истины для интеграционных планов России и Казахстана.
Юрий Солозобов Апн