Александр Лукашенко, которому в понедельник предстоят весьма непростые переговоры в Кремле, оказался, как всегда, оригинален. Перед этими переговорами у него был выбор: либо принять участие в неформальном саммите президентов СНГ, проходившем в минувшие выходные в Казахстане, либо отправиться на хоккей. Лукашенко выбрал второе. И, возможно, жалеть об этом ему не придется.
— Уходящий год оказался совсем не простым, и сейчас важно правильным образом распределить силы, — обращался в минувшую пятницу президент Дмитрий Медведев к коллегам.
Коллеги — Нурсултан Назарбаев, Курманбек Бакиев, Эмомали Рахмон и Серж Саргсян — встретились в заповеднике «Барабай», на курорте, как означено в его рекламе, с климато — и кумысолечением.
— Удобство такого рода встречи, такого формата заключается в том, что мы можем в самых разных ракурсах посмотреть на различные ситуации, — изложил смысл неформального саммита Медведев.
Ракурсов могло бы быть и больше, но в саммите, во многом посвященном тематике финансового кризиса, не участвовали ни Гурбангулы Бердымухамедов, ни Ислам Каримов, ни Александр Лукашенко. Президент Туркмении подобные мероприятия игнорирует традиционно, глава Узбекистана вновь ищет некий свой особенный путь, а вот белорусский лидер до сих пор не позволял себе столь явно дистанцироваться от коллег. В чем же причина?
Лукашенко в итоге выходные провел в Москве, красуясь в хоккейной форме в составе сборной «Звезды мира» (подробнее см. здесь) и сражаясь с командой «Газпромэкспорта». Даже если считать это просто совпадением, получается все равно весьма любопытно: ведь главный смысл сегодняшних переговоров — как раз газ. И понятно, что контакты Лукашенко с «Газпромом» в преддверии встречи в Кремле только хоккейной площадкой не ограничились. На казахстанском курорте шансов для такой «артподготовки» гораздо меньше.
В хоккее Лукашенко «Газпрому» проиграл. По части цены на газ — пока не ясно. Бюджет Белоруссии на следующий год построен исходя из $140 за тысячу кубометров. Но платить, похоже, придется гораздо больше. Кругом кризис, говорят в Минске, цена на нефть падает, значит, должен резко подешеветь и газ. Кризис, соглашаются в Москве, но формула поэтапного повышения стоимости российского «голубого топлива» для Белоруссии записана в соглашениях, принятых в конце 2006 года. Их никто не отменял. Смысл формулы — в понижающем коэффициенте от среднеевропейской цены, и в 2009 году он должен составлять 0,8. А что касается падения нефти, то «Газпром» в своих расчетах на будущий год его уже учел. Прогнозная среднеевропейская цена уже упала на 30%. И составила $280 за тысячу кубометров. А значит, для Белоруссии меньше $220 получаться никак не должно. Это — чисто арифметический подход. Но есть и другой. Как намекают источники «Известий» в Кремле, новых «газовых войн» никто не хочет.
— Мы рассчитываем на то, что Россия в этой ситуации может Белоруссии подставить плечо, — честно предупредил перед отъездом в Москву Лукашенко. — Притом это же не бесплатно, отработаем, мы никогда никому не были должны. Так я и ставлю вопрос перед российским руководством: мы отработаем, нам чужого ничего не надо.
А после переговоров с Лукашенко, Дмитрий Медведев встретится с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом.