В вопросе о вступлении нашей страны в ВТО Россия едва ли не впервые жестко обозначила свою позицию по некоторым из предлагаемых ей условий. Руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков вчера заявил о том, что Россия не будет пересматривать механизм платежей за транссибирские перелеты, осуществляемые иностранными компаниями (чего активно добивается Евросоюз) до тех пор, пока страна не станет членом всемирной торговой организации. До их пор столь жестких заявлений из уст представителей министерства экономики по вопросу о присоединении к ВТО почти не звучало. Похоже, что власть наконец-то решила подсчитать реальные (и еще возможные в будущем) потери от своего стремления попасть в эту организацию.
Всемирная торговая организация была создана в 1995 году. Цель ее — либерализация международной торговли и урегулирование торгово-политических отношений государств-членов. Собственно, в этом качестве ВТО оказалось преемницей ГАТТ — Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного еще в далеком 1947 году и все это время де-факто выполнявшего функции международной организации. На июль текущего года в организации состояло 153 страны.
Переговоры о присоединении России к ВТО идут почти с самого момента возникновения организации. Хотя веревочка вьется еще с середины 80-х годов прошлого века – в 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя с последующим присоединением к ГАТТ. Тогда Советскому Союзу было отказано – дескать, плановая экономика страны несовместима c принципами свободной торговли. Однако прошло 4 года, и в 1990 году СССР все же добился этого статуса. В 1993 году Россия снова обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ, а с 1995 года повела борьбу уже за членство в ВТО.
Переговоры шли долго и трудно; в первую очередь нелегко пришлось с США, Евросоюзом и Китаем. С ЕС основные разногласия удалось преодолеть, ратифицировав Киотский протокол, обязывающий все страны, подписавшие его, сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Между прочим, хотя для вступления РФ это являлось препятствием, США протокол не ратифицировали и тем не менее прекрасно себя чувствуют. Они, в свою очередь, в своих шестилетних переговорах с Россией особенно упирали на льготные поставки своей сельскохозяйственной продукции на российский рынок – естественно, в ущерб российским сельхозпроизводителям. И, кстати, успешно: протокол о присоединении РФ к ВТО был подписан с Америкой в ноябре 2006 года.
Свою приверженность вступлению в ВТО власти России продолжали демонстрировать и в текущем году. В июне в ходе своего визита в Германию президент РФ Дмитрий Медведев заявлял, что «вступление в ВТО — это тот рубеж, который Россия должна преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается». Однако затем прозвучала любопытная фраза: «Вступление в ВТО должно быть солидным, достойным, открывающим для России новые перспективы». По-видимому, от стремления 90-х годов во что бы то ни стало интегрироваться в западные институты любой ценой, власть уже перешла к более взвешенной позиции. А начавшаяся в августе война в Южной Осетии и развернувшийся мировой финансовый кризис отодвинули вопрос о вступлении России в ВТО уже на неопределенную перспективу. В сентябре текущего года ряд министров финансов стран ЕС обратился к России с призывом поскорее вступить в ряды ВТО – но в ответ прозвучало заявление, что до середины 2009 года Россия едва ли присоединится к организации.
В рамках ВТО, например, невозможна так называемая «дискриминация по торговле». Страна-член обязывается предоставить всем другим членам организации «право набольшего благоприятствования» в торговле. Проще говоря, не получится продавать газ внутреннему потребителю по одной цене, а в Европу поставлять по другой. Не получится по собственному усмотрению вводить запреты на импорт какой-либо продукции из той или иной страны. Например, пришла партия зараженного польского мяса – для запрета ввоза придется еще попотеть. Так что это — прямая потеря экономического суверенитета, который является основой суверенитета политического.
Но это только верхушка айсберга. В рамках переговоров с США были существенно снижены ввозные пошлины на лекарства, медицинское оборудование, электронику, компьютерную технику», автомобили и самолеты. Как заявлял в 2006 году министр экономического развития и торговли Герман Греф, правительство США «взяло на себя обязательство гарантировать безопасность поставляемых в Россию продуктов». Кстати, комментируя эти договоренности, американская «Wall Street Journal» писала, что представление Россией Америке расширенного доступа к своим рынкам устраняет барьеры на пути американской сельскохозяйственной продукции, прежде всего — мяса и продуктов биотехнологий. Как отмечали эксперты, это соглашение означает ликвидацию нынешней российской системы ветеринарного и фитосанитарного контроля. Договоренности с США подтвердили соглашение 2005 об условиях квотирования импорта мяса в нашу страну. Это соглашение сделало практически невозможным обмен импортных лицензий с одних стран на другие по ветеринарным причинам, о чем говорил исполнительный директор Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Антон Суриков. При этом «пороговый» уровень оказания российским государством поддержки своему сельскому хозяйству, по условиям вхождения в ВТО, не может превышать 9 млрд. долларов в год – тогда как в странах ЕС этот показатель доходит до 40 млрд. долларов – иначе продукция европейских фермеров окажется просто-напросто неконкурентноспособной.
Ввозные пошлины на самолеты были снижены с 20% до 12%. В итоге перспективы подъема российского самолетостроения на этом фоне теперь выглядят крайне мрачными, несмотря на все заявления властей и создание соответствующей госкорпорации. Не лучше и ситуация с лекарствами. Пошлины на те лекарства, которые производятся в России, остались на высоком уровне, а на те, которые не производятся у нас, пошлины будут снижены. Но здесь, как правило, забывают о том, что очень большой сегмент лекарств, изготавливающихся в России производится по лицензии, принадлежащей иностранной компании. В итоге от такого снижения пошлин рынок собственно лекарств ничего хорошего не ждет.
По подсчетам ряда экспертов, максимально возможные выгоды российских предприятий от вступления в ВТО могут составить до 23 млрд. долларов в год, тогда как потери – порядка 90 млрд. долларов (и это только по деньгам). Причем в выигрыше могут оказаться предприятия только металлургического сектора и предприятия по производству химических удобрений. Но и здесь не стоит обольщаться. Разнообразные технические стандарты, экологические стандарты, санитарные нормы, требования к уровню шумов, даже к упаковке – при желании «закрыть» доступ для российской продукции можно будет вполне легально, в рамках самой ВТО. Что называется, «в белых перчатках. Так что польза от вступления туда пока что скорее мифическая, а вот вред — вполне реальный, причем уже стоивший нам немало денег. А в случае присоединения России к ВТО, если перед этим тщательно не установить свои правила для этого присоединения — потеряем в разы больше.