Эксперты уже нарекли действия правительства в условиях всеобъемлющего кризиса “интеллектуальным дефолтом”. На третьем месяце кризиса ни правительство Украины, ни отечественные эксперты до сих пор не определились, что делать с украинской экономикой: развивать промышленность и высокие технологии или вернуться к аграрной экономике?..
Какие первоочередные шаги, по-Вашему, должны предпринять украинское правительство и Президент для выхода из экономического кризиса?
Некоторые эксперты говорят о том, что Украине сейчас необходимо отказаться от индустрий и вернуться к тому, чем мы богаты — к развитию аграрного комплекса. Ваша точка зрения. Как тогда быть с промышленными предприятиями Донбасса?
Чего ожидать в следующие год-два, если сегодня Украиной не будут предприняты необходимые меры?
Вячеслав Дорофиенко
доктор экономических наук, заведующий кафедрой “Менеджмент в непроизводственной сфере” Донецкого государственного университета управления
1. Не хочу показаться несовременным человеком, но сегодня самая покупаемая книга в мире — первый том “Капитала” К.Маркса, потому что Маркс как раз дал все ответы на сегодняшние вопросы. А развил Карла Маркса Ленин. Есть у него статья “Грозящая катастрофа и как нам с ней бороться” (1919г.). В ней точно описано, что нужно делать. Его рецептами пользовался в свое время Рузвельт, борясь в капиталистической стране социалистическими методами с великой депрессией.
На время кризиса должно быть жесткое государственное регулирование, особенно в банковской сфере. Нужно, чтобы во главе НБУ стали люди, которые бы жестко взяли под контроль коммерческие банки. Установить единый курс для выплаты кредитов, например, 5,5, а за нарушения лишать лицензии.
Мое мнение таково, что нам нужно было давно определить приоритетные сферы развития государства. От Бога дано, что Украина должна быть аграрной страной и не пользоваться этим нельзя. Кстати, Рузвельт для преодоления кризиса избрал развитие аграрного сектора, потому что это самый короткий путь. Попробуйте построить завод… А так можно в первую очередь прокормить народ.
2.Металлургия, тяжелая промышленность Украине не нужны. В шахтах у нас на 400 лет разведано угля. Этого углеводородного сырья хватило бы для энергообеспечения и энергоснабжения. Нам не нужно уголь пускать в металлургию. Если нам нужно будет, мы сможем купить тысячи тонн дешевого металла. Так сложилось в Советском союзе, что по региональному распределению промышленное производство “слепили” на Украине. И мы не можем теперь от этого оторваться. Как закрыть заводы? Да они сами закроются…
Для преодоления кризиса шаги следующие. Да, нам нужно развивать свое машиностроение, угольную промышленность, металлургию. Нужно развивать инфраструктуру, привлекать частных инвесторов для строительства скоростных железных дорог, мостов, тоннелей и т.д. Таким образом, заработает цепочка: уголь-кокс-металл. Но второй необходимый шаг — постепенное сокращение производства металла, а под плановым этим сокращением необходимо постепенно переучивать людей на разные специальности для восстановления аграрного сектора. Надо восстановить аграрный комплекс и объявить это приоритетной задачей государства. Отныне и на десять лет вперед мы развиваем только аграрный сектор. Так мы будем сыты, будем еще пол Европы кормить, а металл недостающий по необходимости нам проще будет купить: он будет дешевле, чем даже тот, который мы будем производить, сокращая производство, потому что наши технологии, по сравнению с китайскими, индийскими, совсем провальные. На это нужны миллиарды и нужно начинать все сначала, а это никому не нужно.
Кроме того, земля должна стать объектом купли-продажи, у нее должен появиться хозяин, и будет быстрое возрождение. Для этого нужно принять соответствующий закон.
Шахты в Донбассе должны работать только на электростанции и на коммунальное хозяйство. Не должно быть никаких заводов. Это мое твердое убеждение. Если мы хотим, чтоб наши дети и внуки жили в цветущей стране. Зачем, если за границей металл лучше и дешевле? Мы его будем покупать за пшеницу.
Быстрых шагов (для преодоления кризиса) делать нельзя. Но вот, как мне кажется, те антикризисные меры, которые сегодня разрабатывают Донецкая область, Партия регионов и правительство Тимошенко, могут как-то помочь…
3.Думаю, что нас ничего не ждет плохого, потому что я надеюсь, что парламент начнет принимать необходимые действия. Все наработанные документы есть, можно, конечно с чем-то не согласиться, но они есть. Можно с утра до вечера их принимать и реализовывать. Верю, что в Новый год мы войдем с бюджетом и со всеми необходимыми мерами.
Владимир Духненко
кандидат технических наук, директор Рейтингового агентства “Эксперт Рейтинг”
1.Шаги могут быть следующими:
1. НБУ должен наконец-то занять конструктивную позицию и заняться управлением, проявляя максимальную либерализацию в отношении банковских учреждений, а не перекладывать свои просчеты на плечи участников рынка.
2. После укрепления и стабилизации курса гривны банки должны “разморозить” выдачу депозитов и кредитов, при этом ставки по кредитам должны быть максимально снижены.
3. Валютные кредиты должны быть переведены банками в гривневые. При этом банки должны либерально относиться к своим заемщикам и не применять “драконовских” методов. Нужно понимать, что при благоприятном отношении банка к заемщику шансов у банка вернуть свои деньги с процентами гораздо больше.
4. Правительство должно оказать помощь промышленным предприятиям снижением налоговой нагрузки, созданием социальных программ. Разработать к реализации множество проектов по строительству и развитию отечественной инфраструктуры (мосты, ж/дороги, автобаны и т.п.), чтобы занять в них население, которое попадет под сокращение.
5. Введение дополнительной социальной помощи на уровне государства и муниципальных властей для малоимущих слоев населения, пенсионеров и инвалидов.
6. Обязательное соблюдение толерантности в отношениях в “любовном треугольнике”: Правительство — Президент — Верховная Рада.
Все это реально сделать в двух случаях:
1.Если произойдет чудо: Правительство — Президент — Верховная Рада найдут общий язык, и все госрегуляторы (Кабмин, НБУ и Президент) станут на сторону граждан Украины и не будут перекладывать на плечи населения свои ошибки и просчеты.
2. Если в скором времени мировой кризис прекратится сам по себе.
2. Порядка 40% национального ВВП наполняется как раз за счет металлургии и сопутствующих ей отраслей промышленности. Поэтому говорить о полном отказе от металлургической промышленности нельзя — это полная профанация.
Безусловно, национальный аграрный комплекс нужно обязательно поднимать из руин. Украина с ее огромными ресурсами чернозема еще в начале ХХ века могла производить излишки зерновых культур, обеспечивая другие страны. Однако мощная индустриализация Украины в 20-х годах прошлого столетия сместила вектор интереса в сторону производства изделий из металла в рамках бывшего Союза. Это обстоятельство отодвинуло аграрный комплекс Украины на второй план. Постепенно интерес к нему, как стратегическому направлению, был полностью утрачен. Со стороны государства к аграрному сектору остался только один интерес: как прокормить “себя любимых”.
Поэтому считаю, что металлургия по-прежнему останется “кормилицей” и без того тающего бюджета. А вот сельское хозяйство нужно как можно скорее развивать, поскольку аграрный сектор — это наш “золотой” стратегический резерв экономики.
3.Такого мощного кризиса Украина еще не переживала. В 1998 году в Украине еще не было мощного финансового сектора. Поэтому и банкротиться, по сути, было не кому. Нынешний кризис вскроет все недостатки в принципах и методах управления страной в кризисной ситуации со стороны Правительства и Президента, произведет “оптимизацию” в банковском и инвестиционном секторе (выживут наиболее приспособленные к новым условиям).
Если на государственном уровне не будут предприняты экстренные меры, тогда следует ожидать массовую безработицу, сокращение банковских учреждений до 30—50, обнищание населения, галопирующую инфляцию, стагнацию металлургической отрасли, банкротство строительной отрасли.
Юрий Макогон
Доктор экономических наук, заведующий кафедрой “Международная экономика” Донецкого национального университета, директор Донецкого филиала Национального института стратегических исследований.
1.Необходимо в первую очередь направить усилия государства и средства, которые у него еще есть, не на получение траншей от МВФ, а на поддержку тех отраслей, которые бы оживили внутренний баланс… Нужно всегда помнить, что наша экономика, по различным оценкам, примерно, на 50% — теневая. Почему не взяли деньги у МВФ под конкретные проекты? Если бы эти деньги взяли для развития бизнеса, за три месяца совсем бы другая картина была…Нужно решать свои проблемы: дороги, мосты…
Затем нужно пойти на прагматичное сотрудничество в рамках тех государств, которые для нас являются традиционными (с РФ), и тогда мы смогли бы оживить нашу авиационную промышленность, оборонную. Это должны быть отношения в широком формате, которые мы имели до распада Советского союза. Для нас на сегодня нет другого экономического пространства, более удобного. Украина сама из кризиса, без России, не может выйти. У нас единая сеть связи, железных дорог…Все до единого предприятия тяжелой индустрии Украины имеют “дублера” в России…
Сейчас каждая из стран приняла для себя решение по-своему вмешаться в экономику государства. Например, ужесточить контроль государства над финансовой системой и действием крупнейших корпораций.
Еще один необходимый шаг украинского правительства — наука с высокими технологиями. Мы должны обязательно вернуться к созданию технопарков, которые в свое время погубило правительство Юлии Владимировны. Вместе с ликвидацией льготного режима СЭЗ (специальных экономических зон), территорий приоритетного развития были ликвидированы и технопарки. А ведь они могли бы позволить создавать принципиально новые технологии. Например, у нас в Донецке нанотехнологии есть в физтехе (Донецкий физико-технический институт им. А.А. Галкина Национальной академии наук Украины, — “Остров”), у нас есть энергосберегающие технологии, которые разрабатываются физтехом и химико-технологическим институтом, есть разработки в области порошковой металлургии…
Следующий важный момент — развитие малого и среднего бизнеса, что поможет преодолеть безработицу; воспитание среднего класса. А для этого нужны изменения в налоговую систему и нормальные условия регистрации. Сегодня для оформления предпринимательства необходимо заполнить титульных 2 листа и собрать 26 подписей и печатей. Кто это выдержит?
Кроме всего, для выхода из кризиса необходимо коренным образом изменить региональную экономическую политику. У нас центр замкнул на себе массу бюджета, который не позволяет ни ему полноценно решать вопросы, ни здесь (в Донбассе), где создаются материальные блага.
Нужно исправить отрицательный торговый баланс. Для того, чтобы иметь здоровую банковскую систему и золотовалютный фонд, нужно развивать экспортный сектор экономики.
Мы вступили в ВТО, де-юре и де-факто. Нам дается 5 лет на переходный период. Уже прошло полгода, а за это время мы даже не привели законодательную систему в соответствие с правилами членства в ВТО. Мы не приняли необходимых законов, по которым нашему бизнесу работать в условиях ВТО за рубежом. Это еще один вопрос, которым стоит заняться правительству.
2.Не согласен категорически. Это популистское утверждение, совершенно не основанное на элементарных расчетах. Возьмем к примеру, Тэтчер, которая не просто реструктуризировала угольную промышленность, а всю экономику Англии. Мы сегодня знаем Англию не как “мастерскую мира”, она перешла теперь в категорию постиндустриальных государств, которые зарабатывают научными изобретениями, патентами, образованием. То есть, они закрыли металлургические заводы, мощные судоверфи, не выдержав конкуренции с японцами, закрыли шахты. Но надо также помнить, что у них были накоплены резервы, это была огромная колониальная держава…Естественно, они создали мощную банковскую систему. Украина по этому пути пойти не может, хотя сельское хозяйство и сегодня — один из четырех китов нашего экспорта, наряду с машиностроением, металлургией и химической промышленностью.
Наше участие в международном разделении труда в области металлургии сохранится еще долго благодаря таким факторам, как наличие полезных ископаемых, накопленная десятилетиями человеческая специализация. Наше участие в металлургическом сегменте вполне реально и нуждается в поддержке государства с нескольких сторон. Одна из них — финансирование науки, чтобы мы могли изменить технологию, ведь мы же работаем по технологии 19 века. Кроме того, у нас в металлургии без членов семей и без учета сопутствующих отраслей занято полмиллиона трудящихся. Это был бы непродуманный шаг (перейти на развитие аграрного комплекса), по крайней мере, на ближайшие 10-20 лет. Другое дело, что она (металлургия) ресурсо — и энергозатратная: единица нашей продукции не выдерживает той рентабельности, которая ей отводится на международном рынке.
У нас накопились сорта металлов, которые ориентированы были на покупателя, а внутреннему рынку они не нужны. Можно это оставить в покое и начинать новое производство, переналадить производство…Но здесь, например, вот какой момент. Мэр Донецка Лукьянченко говорит: “Я готов взять (металл) для выполнения задач по Евро- 2012, но вы мне его дайте по “человеческой цене”. И тогда что может здесь сделать государство? Оно должно компенсировать убыток — разницу между разумной ценой и себестоимостью.
3.Самый острый период выпадет на конец зимы — начало весны. Затем ожидается стагнация в течение всего лета до осени. Как я предполагаю, подъем начнется осенью, не раньше, но при условии, что экономический кризис не усугубится каким-нибудь политическим катаклизмом.
Владимир Лукьяненко
Глава правления общественной организации “Союз малого и среднего бизнеса Донбасса”
1.Когда я задал вопрос предпринимателям, что бы они хотели видеть (от государства), и, как ни странно, многие из них ответили “не мешать”….Донецкая власть имеет возможности, но не все. Я буду говорить только о тех возможностях, которые есть в ее распоряжении. У власти Донецка есть возможность пересмотреть условия выдачи аренды земли и помещений для малого бизнеса в сторону ее уменьшения, особенно для тех, кто намерен или работает в сфере производства. Это первое. Второй вопрос заключается в том, чтобы сегодня вести диалог с предпринимателями не с позиции силы, а с позиции понимания, что от бизнеса зависит сохранение рабочих мест. Кроме того, необходима активность самих предпринимателей и конструктивные предложения, а не только критика ради критики. Необходимы изменения в систему регистрации предприятий. В частности, нужно минимизировать стадию согласования (с властями) при открытии предприятия, производства, начала строительства…
Нам нужно переходить на субконтрактинги, то есть, чтобы малый бизнес перебирал на себя определенные функции предприятий большого бизнеса. Например, сегодня мы видим, что для работы завода необходимы, условно, 5 тысяч рабочих. Их нужно квалифицировано готовить, начислять зарплату — это своеобразное бремя для предприятия. Если эту функцию возьмет на себя человек на едином налоге, он сам себя будет обрабатывать, он будет следить за качеством продукции, будет ее совершенствовать и отберет таким образом много головной боли у главного предприятия, которое должно заниматься стратегией сбыта продукции.
2.Ни в коем случае нельзя останавливать (промышленное производство), необходимо реформировать производство, переходить на новые технологии. Нужно переходить на циклы готовой продукции, приблизить металлургию к машиностроению…Это обеспечит экономическую прибыль.
3.Считаю, что 2009 год должен стать годом понимания проблем малого бизнеса, потому что это “хребет” экономики во всех развитых странах. Мы к этому приближаемся. Более ярко эта ситуация проявится в Донецке, потому что у нас сильно развит крупный бизнес.
Валентин Вишневский
доктор экономических наук, заведующий отделом Института экономики промышленности НАН Украины
1.Первое самое важное действие — нужна стабильная денежная единица, так как стабильность денежной единицы является основой всего. Украина вышла из кризиса начала 90-х годов только после того, как удалось стабилизировать национальную денежную единицу. Для этого нужны соответствующие действия НБУ. Петр Порошенко об этом говорил. Нужно поступить следующим образом: не важно даже, какой курс, желательно, конечно, пониже, но НБУ должен сделать гривну предсказуемой. Без этого будет паника, скандалы.
Второе — стандартный набор: стимулирование внутреннего спроса. Так сейчас поступает Россия. На практике это означает, что социальные программы, даже при большой нагрузке на бюджет, сворачивать нельзя. России это проще сделать, потому как у нее есть золотовалютный резерв. У украинского правительства, очевидно, тоже есть какие-то резервы, которые необходимо использовать для поддержки социальных программ. Не для того, чтобы выполнять обещания каких-либо партий, просто должен быть внутренний спрос.
Третье, что сейчас нужно — это налоговое стимулирование развития бизнеса, то есть, что обычно делается в подобной ситуации. Проще говоря, нужно снизить, с учетом возможных размеров дефицита (это Минфин должен подсчитать), ставки налога. Прежде всего, налога на прибыль и, возможно, избирательно налога на прибыль малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость, рабочие места. Крупный бизнес пускай выбирается сам. Он должен выбраться и выберется. Кто это будет делать — вопрос отдельный.
2.Все нужно — и промышленное производство, и сельское производство. Реально, серьезно говорить о том, что в ближайшее время может быть какой-то прорыв сельского хозяйства — это глупо и нереально. Для того, чтобы понимать, как развиваться, нужно представлять конкурентные преимущества нашей страны. Конкурентные преимущества нашей страны заключаются в том, что она естественно, во-первых, имеет богатые земли, а во-вторых, она имеет богатые природные ресурсы: железные руды, марганцевые руды, соли и т.д. Не использовать их было бы глупостью. Ко второму конкурентному преимуществу относятся еще отработанные технологии производства базовых отраслей — черной металлургии, химии и т.п., которые тоже не использовать глупо. Вопрос другой, что эти производства долгие годы не обновлялись, даже в период благоприятной конъюнктуры. Это значит, что сейчас, когда неблагоприятная конъюнктура, нужно направить все усилия на то (готовясь к грядущему подъему, который когда-то будет), чтобы постараться обновить производственные мощности. Для этого нужна инициатива самих владельцев производств, а также поддержка государства. Это могут быть меры нового стимулирования — инновации, инвестиции, или меры, направленные на то, чтобы банковской системе было более выгодно кредитовать развитие национального производства. Что касается мер нового стимулирования, их должен разрабатывать Минфин, а что касается банковских мер, их разработкой должен заняться НБУ совместно с коммерческими банками, которые функционируют на территории Украины.
3.Ситуация очень простая, здесь нечего гадать. На протяжении 3 лет Украина больше покупает, чем продает. Отрицательное сальдо торгового баланса началось в 2005 году, когда правительство Юлии Тимошенко сделало ревальвацию курса национальной денежной единицы, снизило таможенные пошлины на импорт, и в страну хлынул поток импортных товаров. В ближайшее время мне неизвестно, когда поменяется конъюнктура (внутреннего рынка) на лучшую. Говорят, что конъюнктура (в мире) сменится на благоприятную где-то к началу 2010г. Насколько для Украины изменится к лучшему — для меня это вопрос. С моей точки зрения, ничего хорошего ожидать нельзя до тех пор, пока у нас не будет, по крайней мере, сбалансированное сальдо внешней торговли. Когда это случится? Есть два варианта: либо никогда, и тогда, скорее всего, экономический проект под названием Украина станет банкротом; если же необходимые меры будут приняты, и все будут действовать слажено, возможно, в 2010 году ситуация сменится в лучшую сторону.