В то время как остальная Россия, включая и ее правительство, еще только начинает осознавать всю глубину финансово-экономического кризиса, жители т. н. моногородов страны, доведенные до отчаянья, судя по всему, уже готовятся на самые решительные действия.
А что еще остается делать, когда их жизнь всецело зависит от какого-то одного предприятия, которое ранее исправно наполняло налогами местный бюджет, а сейчас вдруг остановило производство и начинает увольнять рабочих и управленцев? Найти же другую работу в этом населенном пункте нет никакой возможности – все другие мелкие предприятия, в т. ч. социальной сферы, всего лишь специализируются на обслуживании нужд того подавляющего большинства, что работало ранее на градообразующем предприятии.
В поселке Мундыбаш Кемеровской области работники обогатительной фабрики сразу после новогодних праздников узнали, что останутся без работы, пишет журнал Smart Money. Из-за падения спроса на металлы Evraz Group останавливает доменные печи на Новокузнецком комбинате, и продукция Мундыбашской фабрики, которая тоже принадлежит холдингу, становится ненужной.
Мужчины здесь уходят на пенсию в 50 лет, однако новость о закрытии вредного производства не радует никого из 5000 жителей поселка. «Если закроют фабрику – пострадают и детсады, школы, столовые, магазины. По цепочке все безработными останутся», – говорит глава местного профкома Галина Толмачева. Даже местные энергетики обещают сократить штат вполовину, ведь основной потребитель электричества – фабрика.
Уезжать из родного поселка никто не хочет – некуда. Поэтому, когда Толмачева организовала сбор подписей с обращением к губернатору Аману Тулееву и совладельцу Evraz Group Александру Абрамову, всего за 2 дня подписалось больше 2000 человек. «Мы обошли только центр поселка, надо будет – и все 5000 соберем», – уверена Толмачева.
По ее словам, народ уже готов идти на отчаянные меры. «Мы выйдем на рельсы в Новокузнецке и перекроем руду, которая идет с других регионов. Заставим их обратить внимание на себя и работать на нашей руде», – рассказывает Толмачева. «Не услышат – поедем в Москву. Всем поселком. Нам терять нечего», – обещает котельщик Олег Мамонтов.
Что же такое моногород? Эксперты Союза инвесторов поясняют, что в отечественной практике к этому понятию близок термин «город-завод», что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, которое оказывает решающее влияние на все сферы жизни города. Ко всему прочему некоторые моногорода настолько отдалены от соседних крупных населенных пунктов, что и выбраться-то из них в случае кризиса для подавляющего большинства населения, по сути, невозможно.
По данным Экспертного института, на сегодняшний момент моногородами можно назвать 332 поселка городского типа и 467 городов. В них проживают порядка 25% всего городского населения страны (25 млн чел.). А это значит, что около четверти населения страны потенциально могут «пойти на Москву» или «выйти на рельсы», как это грозят сделать жители поселка Мундыбаш Кемеровской области.
Эксперты Института региональной политики убеждены, что если уже сейчас не выделить 300 млрд руб. на социальные нужды моногородов, то уже вскоре там могут начаться народные волнения. И это – минимум на 2009 год, который Федерации необходимо направить адресно в регионы на замещение выпадающих доходов моногородов, где градообразующие предприятия находятся в кризисе. Если этого не сделает Федерация через механизм межбюджетных трансфертов – этого не сделает никто. Тот, кто традиционно в последние 10 лет замещал собой государство, т. е. бизнес, в ближайшие пару лет точно будет не в состоянии действовать в прежнем режиме.