В этом году переговоры по «мирному урегулированию» традиционной газовой войны между Россией и Украиной сильно затянулись, что вновь послужило поводом для дискредитации России как надежного поставщика газа. И в Европе опять заговорили о форсировании строительства газопровода «Набукко» — из Средней Азии в Европу в обход России и Украины, памятуя о том, что у России уже имеется собственный проект строительства газопроводной трубы в обход Украины под названием «Южный поток». Поскольку оба проекта («Набукко» и «Южный поток») ориентированы на поставку азиатского газа и предполагают одинаковую пропускную способность (около 30 млрд куб.м газа), они считаются альтернативными. То есть при строительстве одного газопровода становится бессмысленным строительство другого. Так есть ли шансы у России выиграть эту негласную внешнеполитическую битву?
Сегодня газ из Узбекистана и Туркмении восполняет недостающие объемы экспорта в Европу. Однако эти страны не имеют собственных магистральных трубопроводов, так как единственный подходящий для транспортировки газа из Узбекистана и Туркмении в Россию газопровод «Средняя Азия — Центр» пропускной способностью 45 млрд куб.м достался нашей стране в наследство от СССР. Газопровод «Средняя Азия — Центр» соединен с Единой газотранспортной системой «Газпрома», куда и поступает газ из Узбекистана, Туркмении и Казахстана (Казахстан, однако, не является нетто-экспортером газа). Уже из Единой газотранспортной системы газ доставляется европейским потребителям по двум экспортным магистральным газопроводам, также доставшимся России в наследство от СССР — газопроводу «Дружба» (через Украину в Словакию и другие страны Восточной Европы) и газопроводу «Ямал-Европа» (через Белоруссию и Польшу в Германию). При этом газопровод «Дружба» считается главной транзитной трассой, поскольку через территорию Украины проходит 80% всего экспортного объема российского газа или порядка 220 млрд куб.м.
Получается, что покупка газа напрямую у среднеазиатских стран, в обход России и Украины, с одной стороны, будет способствовать усилению энергетической безопасности Евросоюза и снизит его зависимость от российского газа. С другой стороны, России в свете постоянных газовых войн с Украиной выгоднее построить свой газопровод до потребителей, минуя ненадежного соседа. Налицо конфликт интересов России и Евросоюза, и каждый старается перетянуть одеяло на себя. Таким образом, чтобы реализовать тот или другой проект, и России, и Евросоюзу необходимо практически одновременно привлечь на свою сторону предполагаемых участников проекта (страны-транзитеры) и уговорить поставщиков, являющихся нетто-экспортерами газа — Туркмению и Узбекистан.
Проектный маршрут «Набукко» лежит из Туркмении и Узбекистана в Азербайджан и Грузию, затем по дну Черного моря, а далее через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и Чехию. Проект газопровода «Южный поток» (ТЭО проекта, по плану, будет представлено «Газпромом» во второй половине 2009 года) исключает из списка все страны СНГ, Турцию, Румынию и Чехию и включает Сербию, Грецию и Италию. Таким образом, среди обделенных «Южным потоком» стран — Турция, Румыния и Чехия, которые, между тем, являются потребителями российского газа. Россия рискует не только не получить поддержки со стороны этих стран в вопросе строительства газопровода «Южный поток», но и потерять их в качестве потребителей.
Однако подобное развитие событий предусмотрено российской стороной, и «Газпром» уже подстраховался на этот счет. Суть в том, что «Газпром» поставляет газ в страны Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных на условии «бери или плати». То есть в контрактах заложен минимальный объем газа, который потребитель обязан оплатить даже в том случае, если фактически возьмет меньший объем. По поставкам российского газа в Чехию у «Газпрома» подписан договор до 2035 года, в Румынию — до 2030 года, в Турцию — до 2021 года. Поскольку в случае отказа от российского газа эти страны должны будут все равно оплатить законтрактованный объем, потеря их в качестве потребителей «Газпрому» вряд ли грозит. Тем более, эти страны очень зависимы от газа из России: его доля в потреблении Чехии и Турции составляет по три четверти, Румынии — одну треть. Кстати, Турция вообще боится потерять такого поставщика как «Газпром», поскольку получает газ еще и по прямому газопроводу Россия-Турция («Голубой поток»).
А если потеря потребителей российского газа «Газпрому» и грозит, то цена газа от поставщиков из Средней Азии должна компенсировать европейским потребителям потери при отказе от закупок российского газа. На этот счет «Газпром» подготовил «пряник» Узбекистану и Туркмении, осуществив переход на рыночные цены закупок газа из этих стран. Теперь средняя цена газа из Казахстана, Узбекистана и Туркмении в первом квартале 2009 года для «Газпрома» составит $340 за тыс. куб. м, что немногим ниже средней цены на газ для европейцев.
Кроме того, если по «Набукко» всего лишь ведутся разговоры, то по «Южному потоку» уже предпринимаются активные действия. Так, подписан рамочный меморандум о проектировании и строительстве «Южного потока» российским энергетическим концерном Газпром и итальянским нефтегазовым концерном Eni, и в Швейцарии зарегистрирована компания South Stream AG, в которой «Газпром» и Eni держат по 50 % акций. Напомним, что «Южный поток» — это совместный российско-итальянский проект. Также подписаны соглашения о сотрудничестве при реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» с будущими странами-транзитерами: Болгарией, Венгрией и Сербией. С последней у России будет наиболее плотное сотрудничество, так как «Газпром» через свою дочернюю компанию получает контроль над сербским нефтяным монополистом NIS в обмен на включение Сербии в проект по сооружению трубопровода «Южный поток». 3 февраля 2009 г. «Газпром нефть» завершила сделку по приобретению 51% акций сербской компании NIS по цене 400 млн. евро в соответствии с условиями договора с Правительством Республики Сербия, подписанного 24 декабря 2008 года в Москве.
«Набукко» же пока остается «бумажным проектом» в связи с отсутствием определенности с потенциальными поставщиками газа, вследствие чего европейские банки отказываются финансировать проект. Изначально как поставщик рассматривался Иран, занимающий второе место по запасам газа в мире после России, но ввиду агрессивности политики лидера этой страны, Иран выбыл из потенциальных участников проекта. Туркмения же, являясь крупнейшим поставщиком газа среди стран Средней Азии (после Ирана), связана долгосрочным межправительственным соглашением с Россией по поставкам газа вплоть до 2028 года, и другой такой объем европейцам страна параллельно обеспечить не сможет. В то же время Узбекистан один с проектируемыми объемами не справится. Следовательно, на данный момент все козыри на руках у российского проекта «Южный поток», и слабые попытки европейцев диверсифицировать поставки путем строительства «Набукко» могут оказаться тщетными.