Еще недавно наши миллиардеры соревновались, кто больше «поднимет». Активы росли столь стремительно, что казалось: скоро состояние кого-нибудь из global russians преодолеет отметку в 50 миллиардов. И если бы не общемировое обнищание, угадать имя счастливчика было бы нетрудно. Но теперь богатым становится не тот, кто умеет зарабатывать, а кто умеет экономить. Самым экономным и дальновидным неожиданно оказался Михаил Прохоров.
Год назад никто не мог и предположить, что плейбой и скандалист Прохоров станет самым состоятельным человеком в России, положив на лопатки и разведенного однолюба Абрамовича и примерного семьянина Дерипаску. Последний, кстати, из лидера российского рейтинга миллиардеров превратился чуть ли не в символ кризиса. В 2007 году он увеличил свой капитал до 40 миллиардов долларов. Но эта рекордная для российского бизнеса сумма в считанные месяцы сдулась до смешных 4,9 миллиардов. Прошлой весной эксперты оценивали весь бизнес Дерипаски в 28,6 миллиарда, а сейчас одних долгов на нем висит около 30 миллиардов. Слишком суровая арифметика, особенно если учесть, что 2,8 миллиарда из этой колоссальной суммы Дерипаска должен как раз Прохорову.
Зная про жесткий деловой подход Михаила Прохорова, можно предположить, что в скором времени он станет еще на 2,8 миллиарда богаче. Хотя по сравнению с другими нашими миллиардерами он и так выглядит поразительно прозорливым бизнесменом. На данный момент его активы оцениваются в 14,1 миллиарда. В прошлом году такое состояние не могло бы обеспечить присутствие даже в пятерке самых богатых россиян. Для сравнения: совладелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг (15,5 миллиардов) и совладелец «Альфа групп» Герман Хан (15 миллиардов), несмотря на все свои усилия, по результатам 2007 года лишь замыкали десятку самых богатых. Кстати, состояния обоих теперь усохли где-то вчетверо, в то время как активы Прохорова уменьшились всего в полтора раза.
Разбираться, в чем секрет антикризисной стратегии владельца группы «Онексим», предоставим финансовым аналитикам. Дальновидность или чутье? В канун кризиса очень многие бизнесмены (не только наши), как сговорившись, понаделали столько стратегических ошибок, что во многом сами увеличили свои потери. На фоне общего помешательства выход Прохорова из «Норникеля» выглядит чуть ли не магией предвидения. Эксперты сейчас не без удовольствия смакуют, как Прохоров рискует, вложившись в медиабизнес и геологоразведку. Прочить крах империи Прохорова можно до посинения. Но пока что он смог обскакать всех на весьма скользком вираже. Многие отстали, некоторые подскользнулись. И кто знает, сколько еще фиг прячет двухметровый атлет у себя в карманах?..
Но самый интересный вопрос: почему Прохорову удалось сберечь гораздо больше активов, чем остальным нашим олигархам? Чем он отличается от других? Что помогает ему принимать верные решения в таких непростых обстоятельствах? Может, его стратегия бизнеса и жизни более эффективна в нынешних условиях? Кажется, что прорыв Прохорова (пусть и ценой потери части капитала) вполне согласуется с его личными качествами. Самого состоятельного россиянина считают чуть ли не самым закрытым из всех наших олигархов. Его интервью немногочисленны. А каждого журналиста, которому удалось выудить из разговора с Прохоровым чуть больше, чем бизнесмен хотел сказать, можно поздравлять с профессиональной победой.
По немногочисленной информации, которая есть о Прохорове в открытых источниках, можно сделать вывод, что самый богатый русский очень требователен к себе и окружающим. В то же время его «пирушки» с единомышленниками прочно вошли в историю золотых нулевых российского капитализма. Немногочисленные факты (и, логично, многочисленные слухи) свидетельствуют о том, что владелец «Онексима» проживает несколько жизней одновременно. Говорят, что компанейский повеса может через минуту обернуться предельно жестким и расчетливым бизнесменом — если того потребуют обстоятельства. Ходят слухи, что в молодости бизнесмен обещал жениться в 42 года, но со временем так полюбил холостяцкую жизнь и женскую красоту, что до сих пор остается холостяком. Потенциальные женушки слетаются на тусовки, которые регулярно устраивает олигарх, а ему гораздо больше нравится жизнь плейбоя. В голове обывателя как-то слабо укладывается, что король вечеринок, любитель длинноногих моделей, коллекционного шампанского и многосуточных кутежей может быть одновременно почти профессиональным спортсменом. Бывший кикбоксер с годами, конечно, перешел на более легкие виды спорта. Но назовите еще одного нашего олигарха, который бы регулярно занимался футболом, баскетболом и волейболом. Поговаривают, что Прохоров любит и умеет петь, но только в кругу близких друзей.
Стоп! Может показаться, что мы написали панегирик во славу нового флагмана российской бизнес-элиты. Ничуть! Просто кажется, что Прохоров — голодный. В смысле не пресыщенный. Может, этот голод ощущений и «виноват» в его интуиции, и хвалить (равно как и ругать) мы никого не собирались. Но уж очень хочется понять, какая стратегия поведения в мире после 2008 года наиболее жизнеспособна. Вот на примере Прохорова можно предположить, что, чем более бизнесмен открыт для новых впечатлений, для новых занятий, тем больше у него шансов преуспеть во время событий, когда долгосрочные прогнозы отваживаются делать лишь на центральных каналах нашего ТВ.
Несколько лет назад казалось, что похожий подход к жизни и у Романа Абрамовича, который уже второй год подряд занимает вторую строчку рейтингов наших олигархов. Тот же голод угадывался в страсти к футболу и судостроительству. Да еще летом казалось, что у Абрамовича просыпается новая страсть… Но увлечение искусством слишком уж с громких покупок началось, чтобы бизнесмен смог позволить себе держать марку в этой области в новых экономических условиях. Похоже, Абрамович, как и многие другие global russians, основательно «оброс жирком» за время благословенных нефтяных годов. Еще одно забавное наблюдение: подчеркнуто непубличный олигарх в новых условиях обогнал олигарха, чьи фото не покидают страницы таблоидов уже многие годы. Непубличность становится приметой времени? Пример Абрамовича уж очень характерен. Все таблоиды раструбили о том, что злые языки записали Абрамовича в лидеры падения. Говорили, что футбол, долги, не всегда разумные инвестиции в искусство и неэффективный менеджмент сделали Абрамовича беднее на 20 миллиардов. Это явное преувеличение. Роман Аркадьевич назло «доброжелателям» во время свободного падения рынков потерял гораздо меньше, чем хотелось бы некоторым. От 23 миллиардов почетного лондонца осталось 13,9. Но и времена наступили другие. «Четырнадцать» по законам новой математики вполне может равняться «двадцати трем».
Однако как раз теперь становится видно, кто из олигархов был слишком уверен в своем непоколебимом положении. И тогда на сцену выходят как раз такие, как Прохоров. Смутное время выдвигает вперед людей физически выносливых и любящих жизнь и удовольствия. Здоровый голод помогает трезво мыслить. Может, все это покажется слишком упрощенным… А вдруг работает?