Что делает наркоман, когда его корежит ломка, а денег на дозу нет? Правильно, хватает домашнее барахло, что подороже, и спешит на панель – продать за бесценок, лишь бы хватило на очередной укол, позволяющий забыться в радужном наркотическом сне. Восемь лет сладко дремала путинская Россия, сидя на сырьевой игле, и вот, наконец, встрепенулась – поток нефтедолларов обмелел, цены на металлы и лес упали, алмазы никому и даром не нужны, а кроме как сырье продавать – ничего не умеем. Накопленный финансовый жирок стремительно тает – хорошо, если до конца года хватит. А дальше что?
Надо чего-нибудь срочно продать! А что осталось? Остались госкомпании и месторождения, которыми они владеют. Вполне аппетитное барахлишко для понимающих людей. Правда, на дворе кризис и хорошей цены не дадут, а нам и не надо! Лишь бы на пару доз хватило, укололся, забылся и еще пару годков можешь мантры про стабильность и тихую гавань распевать, пуская розовые слюни.
Покупатель сегодня только один – наш великий желтолицый сосед. Денег у него – как у дурака махорки! Два триллиона свободных долларов, ни у кого столько нет. Что еще надо уже скрюченному финансовой ломкой сырьевому наркоману? Только барахло на улицу успевай таскать!
И вот «Роснефть» и «Транснефть» подписывают с Китаем соглашение на привлечение кредита на 25 млрд. долларов. Будут гнать китайской CNPC восточно-сибирскую нефть по 15 млн тонн в год аж 20 лет подряд! Это ровно столько, сколько на пике могут дать вместе взятые якутский Талакан, Ванкор и Верхнечонское месторождение. То есть вся рентабельная к добыче нефть Восточной Сибири оптом продана китайцам.
Хотя условия сделки покрыты мраком «коммерческой тайны», аналитики утверждают, что кредит предоставлен под 6% годовых, и в основном будет истрачен на строительство трубопровода на Дацин, который строить будут, разумеется, китайцы. Что ж, Поднебесную можно поздравить с блестящей покупкой – нефть Восточной Сибири достается ей почти задарма. Сегодня китайские рабочие получают тысячи рабочих мест, а когда трубопровод на Дацин будет построен, Китай сможет диктовать России свою ценовую политику на восточно-сибирскую нефть по той простой причине, что эту нефть можно будет продавать исключительно в Китай, гнать ее на Запад просто не рентабельно, а довести трубу до тихоокеанских портов Россия уже не в состоянии из-за отсутствия денег. Сейчас трубу по Якутии тянут многочисленные китайцы – их наняла «Транснефть».
Причина проста – китаец готов пахать за 500 баксов там, где избалованный россиянин требует целую тысячу. «Транснефти» нравятся скромные аппетиты китайских рабочих – так, глядишь, и от кредита что-нибудь, да останется. А якутянам, напротив, китайцы очень не нравятся. Обещала «Транснефть» якутянам рабочие места, а показала ничем не прикрытый кукиш. Пытались расстроенные якутяне митинги собирать и листовки расклеивать, но у губернатора Штырова не забалуешь – вмиг «разжигание национальной розни» и на нары!
16 февраля 2009 года председатель русской общины Якутска Сергей Юрков получил 2 года колонии – ведь что удумал, стервец, протестовать против засилия в Якутии трудолюбивых китайских гастарбайтеров!
Но с нефтью еще более-менее дела обстоят, она хоть и дешево, а все-таки продается. А вот с алмазами – полный швах, никому они в кризис не нужны. АЛРОСА вся в долгах, уже три месяца ни карата продать не может, народишко в алмазных городах стал уже не только скулить, но и робко тявкать. У Штырова, конечно, не забалуешь – смутьянам гашишу в карман и на 6 лет на нары, как профсоюзного активиста Валентина Урусова. Но всех на нары, к сожалению, не пристроить, даже в солнечной Якутии. Активистам достаточно впарить гашиша, но остальным нужно давать что-то кушать. А где взять, если нефтяных денег уже ни на что не хватает, а алмазные кончились вообще?
А Китай на что? Правда, под алмазы желтолицые братья кредит давать не хотят. Но готовы прикупить небольшую часть АЛРОСЫ – процентов этак 40, недорого, за 3 миллиарда зеленью, но зато – сразу. Жалко по дешевке отдавать якутскую долю в алмазной компании, а делать нечего – уже не в силах некстати вставшая с колен Россия обеспечить северный завоз, и не будет этих трех миллиардов, замерзнет следующей зимой Якутия к ядреной матери.
25 февраля 2009 года встретились тет-а-тет Владимир Путин и Вячеслав Штыров. Рандеву поначалу было невеселым. Денег для Якутии нет. И у Якутии – нет. Как-то неожиданно кончились. Но высокие договаривающиеся стороны быстро нашли решение, простое и эффективное — надо продавать. Нефть с Талакана – китайцам. Якутскую долю в АЛРОСА – китайцам. Еще китайцев весьма интересуют якутские апатиты, уран, уголь и лес – тоже согласны купить, дешево, зато быстро.
Кстати, трудолюбивые и нетребовательные китайцы не только трубу по тайге могут недорого проложить, они в карьерах и шахтах тоже очень даже ничего – как звери пашут за 500 гринов, ни чета нашим смутьянам и бездельникам. Прекрасный выход – простой как палец! Продать все, что трудолюбивые состоятельные братья пожелают купить.
Сегодня в Якутии уже работают компании CNPC, «Хуавэй», «Цяньпань», «Яньвинь», «Биньси», «Пайлан», «ДжонгКе» и множество других. Каждое десятое рабочее место в Якутии занимает китаец. Еще немного усилий – и рост поголовья трудолюбивых братьев станет необратим. И еще пару лет можно будет солидно бубнить о «стабильном развитии производительных сил Якутии». Что потом? Да какая разница…