Титаническая схватка Уолл-стрит с новым президентом Бараком Обамой приняла в начале недели еще более крутой оборот. На бюджетный удар американского президента, который вынимает из карманов одного процента богатейших американцев почти триллион долларов, Уолл-стрит ответил контрударом и пробил отметку в 7000 пунктов по индексу Dow Jones на Нью-Йоркской бирже. Так низко индексы не опускались с мая 1997 года, то есть 12 лет. За 2008 год эти индексы потеряли 23%, и, что весьма показательно, 13% из них — с момента победы Обамы на президентских выборах.
Начало марта 2009 года было самым худшим за всю историю Нью-Йоркской биржи. По словам Фрэнка Дэвиса, главы Lek Securities, «идет последовательный падеж смертников, медленно, но неуклонно ведущий к пропасти». Консервативный обозреватель Дак Моррис заявил по телеканалу Fox, что падение акций на Уолл-стрит — это реакция бизнеса на философию Обамы, подменяющую якобы процветание страны перераспределением богатства от имущих к неимущим. С другой стороны, демократ Барни Фрэнк, председатель комитета палаты представителей конгресса США по финансам, пригрозил Уолл-стрит реструктуризацией рынка.
Огромную роль в событиях прошлого понедельника сыграла ситуация, возникшая вокруг American International Group (AIG). Это крупнейшая в мире страховая компания, страхующая буквально от всего, кроме как от космической катастрофы нашей планеты. AIG страхует авиакомпании и нефтяные корпорации, голливудских звезд и ножки балетных примадонн. И, к сожалению, ипотеку. Из-за этого AIG теряла в последние месяцы полмиллиона долларов каждую минуту! Ее поддержка обходится каждому американскому налогоплательщику в 1400 долларов. Но правительство США не может позволить этому утопающему утонуть. По всему миру в AIG застрахованы 74 миллиона различных компаний, домов, отдельных личностей. Падение AIG вызвало бы всемирный крах страхового бизнеса и вообще всей мировой финансовой системы, которая без страхования просто не может работать.
По итогам трех кварталов 2008 года AIG потеряла около 40 миллиардов долларов. Вашингтон трижды бросал ей спасательный круг. Первый стоил 60 миллиардов, второй — 40, третий — 50. Вкачав в компанию такие деньги, государство стало ее владельцем почти на 80%. Но оказалось, что даже 150 миллиардов не в коня корм. За последний квартал прошедшего года AIG потеряла еще 62 миллиарда долларов, установив сомнительный мировой рекорд корпоративных потерь за один, как бы мы сказали, «отдельно взятый квартал». Над AIG и над всей мировой финансовой системой вновь нависла смертельная угроза. Меч над ними занесли агентства кредитных рейтингов — Moody's, Fitch Ratings, Standard and Poor's. Они вознамерились было наказать AIG за „квартальный рекорд“ резким снижением ее рейтинга. А это вызвало дефолт AIG по ее долгам и шоковую волну по всему миру, ибо все банки, имеющие контракты с AIG по деривативам, потребовали бы он нее залогов в форме наличных, которых у AIG нет. Всполошившийся Вашингтон срочно провел „брифинг“ с рейтинговыми агентствами и убедил их вложить в ножны свой „карающий меч“.
Одновременно был спешно организован еще один кредит в 30 миллиардов долларов. Доля государства в AIG еще больше выросла. По сути дела Вашингтон посадил в страховщика своего проконсула — доку по страховым делам Эдварда Лидди, который займется продажей еще оперирующих филиалов AIG с целью получения наличных, поскольку последний кредит должен быть погашен в двухлетний срок. Лидди уже представил план реструктуризации, который должен сделать ее меньше по масштабам, но со здоровой капитализацией.
Для еще большего ослабления долгового бремени AIG правительство решило конвертировать часть ее долгов в акции двух филиалов компании в Азии. Эти филиалы работают пока неплохо. Государство намерено стать их прямым владельцем и предоставить их здоровые активы сильно поднапрягшимся налогоплательщикам, даже если сама AIG станет жертвой дефолта.
Возникает вполне законный вопрос — почему государство не национализирует полностью AIG, а довольствуется только 80%? Ответ на этот вопрос таков. Если государство войдет в полное владение этой компанией, ему придется консолидировать все ее активы и гигантские пассивы и переключить их на свои финансовые счета. А это означает, что на крюк окажутся подвешены американские налогоплательщики. А крюк сей огромных размеров — 74 миллиона держателей страховых полисов по всему миру. Вступив в смертельную схватку с Уолл-стрит и с одним процентом богатейших американцев, администрация президента Обамы не хочет, да и не может терять поддержку десятков миллионов налогоплательщиков.
Во вторник в Вашингтон прилетел премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Как сообщают, в повестке дня его переговоров с президентом Обамой доминирует гамлетовский вопрос — как спасти мировую экономику от кризиса. Удачи!