Голливуд трепещет — «фабрика грез» едва залатала дыры в карманах от изнурительной во всех отношениях стачки сценаристов, как денежный вопрос поставила ребром американская Гильдия киноактеров. Пока в США просчитывают стратегии взятия бухгалтерских кинобастилий, Дни.Ру рассказывают, от чего зависит зарплата актера в России.
Их нравы
Как доказала четырехмесячная война сценаристов, труженики американского экрана, когда речь заходит о толщине их кошелька, шутить не любят. Сломанные перья пишущей армии «фабрики звезд» обернулись для киностудий девятым валом: графики съемок переносились по принципу эффекта домино, телевидение, до Нового года расстреляв обойму свежих сериальных сезонов, погрузилось в зимнюю спячку, церемонию «Золотой глобус» пришлось проводить в холле гостиницы. Чтобы избежать окончательного позора — срыва раздачи главных статуэток в мире кино — продюсеры развернули целую операцию по "спасению рядового „Оскара“. И вот опять неровен час — 30 июня истекают контракты актеров. Посвященные на Голливудских холмах, затаив дыхание, наблюдают, как стороны под видом переговоров заранее упражняются в принципах арифметического сложения и вычитания.
Любопытства ради посмотрим, из какой искры может возгореться пламя. Скромных работников американского киноцеха не устраивает, во-первых, шкала минимальной оплаты, во-вторых — отчисления за фильмы, находящиеся в кинопрокате, в-третьих — отчисления за ТВ-шоу и картины, показываемые в сети Интернет, в-четвертых — гонорары для определенных категорий артистов, в частности, так называемой гостевой звезды, в-пятых — пенсионное и страховое обеспечение. Последняя запись на официальном сайте Альянса кино — и телепродюсеров (собственно, того, кто в ответе за финансовое спокойствие в Голливуде) помечена 3 мая и представляет собой всего лишь росчерк, фиксирующий продолжающийся переговорный процесс, с ремаркой „без комментариев“.
Западные знаменитости обживают особняки в Лос-Анджелесе и подыскивают виллы на Лазурном взморье, российские звезды зарабатывают на московские квартиры и личный автотранспорт»
Опять же на заметку — верхняя планка доходов голливудских небожителей стараниями журнала Forbes, главного аудитора чужих банковских счетов, давно не является тайной за семью печатями. Самые общие выкладки домашней бухгалтерии звездного слабого пола выглядят, к примеру, так. Николь Кидман за минувший год принесла в семейную копилку 28 миллионов долларов. Анджелина Джоли, мотаясь с детьми и мужем Брэдом Питтом по всему свету, успела подзаработать 20 миллионов долларов. Дженнифер Энистон, чей бывший супруг как раз следует по пятам за Джоли, обеспечила свою холостяцкую жизнь 14 миллионами. Труды Кейт Бланшет в 2007 году были оценены в 13 миллионов. Ветеран Голливуда и, кстати, некогда самая оплачиваемая актриса в мире Джулия Робертс пополнила свой счет наравне со вчерашней старлеткой Кирой Найтли — 9 миллионами.
В переводе на русский
В то время как западные знаменитости обживают особняки в Лос-Анджелесе, подыскивают виллы на Лазурном берегу и, бывает, балуют себя какой-нибудь яхтой, российские звезды экрана и сцены зарабатывают на московские квартиры и личный автотранспорт. От случая к случаю актеры частенько оговариваются в интервью, что оплата их кинозанятости в России в разы отличается от тех сумм, в которые оценивается тот же труд на Западе.
Громкое имя в российском кино предполагает вознаграждение в 7000-10000 долларов за съемочный день. Право пополнять свой счет на подобную сумму, рекордную для актерских гонораров у нас в стране, предоставляется исключительно киноэлите. В случае если артист пока не дослужился до звездных погон, но уже пересек уровень „засвеченности“, его зовут на интервью и снимают на обложки журналов — ставка исчисляется 2000 долларов за съемочный день. Менее узнаваемое лицо подразумевает гонорар от 700 до 1000 долларов.
Безымянному кандидату в будущие звезды экрана не платят больше 250-300 долларов. Еще ниже ставка, как правило, у студентов театральных вузов: как признаются прошедшие этот уровень актеры, зарплата артисту с ученической скамьи выходит самой экономной — 200 долларов в день. Съемочный процесс при этом может продлиться год — если долгоиграющий сериал и одна из ключевых ролей. А может — пару дней, если позвали на эпизод-другой.
Стабильность экранных доходов зависит, помимо спроса на конкретного артиста, от умения его агента открывать нужные двери. Сверхновая особенность российского кино — американизация его производства. Ситуаций „позвали сниматься с улицы“ теперь практически не бывает. „Сейчас в кино так, что если у тебя нет своего агента, то бесполезно фотографии на киностудии носить, никто даже и не взглянет. На съемки всех за ручку приводят“, — делятся опытом молодые артисты. Пока твою звезду не зажгут, придется довольствоваться малым — заработком от служения на сцене.
Во имя искусства
По части зарплат столичные театры делятся на единичные варианты с государственной поддержкой, избранные варианты с хорошими спонсорами и все остальные. Если артисту повезло и его храм искусства оказался еще и прибыльным местом — средняя зарплата актера без званий будет колебаться между 30000-35000 рублей плюс возможные бонусные надбавки в конвертах. В редких случаях некоторые театры — их можно пересчитать по пальцам одной руки — обеспечивают иногородних надежной крышей над головой.
При раскладе „все остальные“ доходы артистов определяются табелью о рангах. Актер, поступивший на службу в театр из вуза не при академическом театре, может рассчитывать на нижнюю, 9-ю статусную строчку и 9000 рублей ежемесячно. Выпускники школы-студии МХАТ (соответственно — при МХТ имени Чехова), Щукинского театрального училища (при Театре имени Вахтангова) и Щепкинского театрального училища (при Малом театре) получают 11 разряд и год трудятся за 11000 рублей. Переход в следующий, 15-й разряд, оборачивается новой строчкой в трудовой — „мастер сцены“ — и прибавкой в 2500 рублей. „Если актер иногородний, то с учетом цен на съемное жилье зарплаты хватит на комнатушку, а на жизнь где-то придется сникерсом (ростовой куклой — прим. Дней.Ру) подсуетиться “, — оценивает реальную ситуацию актриса одного из столичных театров.
Поднять зарплату в театре можно званием. Заслуженного артиста дают за количество сыгранных в спектаклях главных ролей. На первый взгляд тут чистая математика: сыграл — получил, на деле все оборачивается хождением по кабинетам. "Звание себе надо выбить, — говорят актеры. — Ходить и напоминать о себе: „Пожалуйста, поднимите разряд, дайте звание“. Мало сыграть, сколько нужно — необходимо, чтобы худрук подал заявку на имярека в Минкультуры, в министерстве соберут все прошения, рассмотрят и решат, кому давать, а кто недослужился. В табели о рангах заслуженный артист — 17-й уровень, 15000-18000 рублей. При присуждении народного в зачет идут кинематографические успехи. Если намерения „верхов“ совпадут с пожеланиями „низов“ — звание отразится на статусе (высший, 18-й разряд) и достатке ( 20000-23000 рублей).
Премии в театральных бухгалтериях тоже, случается, выписывают. „За срочный ввод на роль, сдачу спектакля, по случаю окончания новогодней кампании“, — приводят артисты примеры бонусов. В копилку актера по этому поводу может упасть в среднем 3000 рублей.
За тобою бегала, Дед Мороз
Самый распространенный среди российских актеров способ подработки в свободное от искусства время — проведение корпоративных праздников. Массовики-затейники за „взрослый“ вечер могут получать от 300 до 1000 долларов. Детские вечеринки стоят меньше — в среднем 1000-2000 рублей за час работы. "Чаще всего начинаешь работать с агентством и на каждом вечере раздаешь свои визитки: „Обращайтесь напрямую — проведем дешевле!“ — раскрывают тонкости халтуры служители сцены.
Но даже в этой области опасные конкуренты уже подсели на хвост представителям актерской профессии. „В этом году цены на работу резко упали, даже на Новый год сложно было найти работу — приезжие уловили фишку и начали чес“, — заключают артисты.
Новогодняя кампания — горячий сезон корпоративов и прочих видов подработки. Заказы на вызов Деда Мороза и Снегурочки набираются осенью. За период с 14 декабря по 10 января актеры успевают исколесить Москву и Московскую область. „Чем богаче клиент — тем жаднее. В чулан загонят переодеваться, а потом не то что водички не предложат — молочных поросят мимо тебя пронесут в помойку, — вспоминают участники подобных новогодних забегов. — Кстати, то, что Деду Морозу наливают, — миф. Такое очень редко случается“.
Вознаграждением за оживление сказки в детских глазах могут стать — при условии ежедневной работы на нескольких вызовах и параллельном проведении корпоративов — 300 000 рублей. Ощущение праздника на собственной улице, правда, притупляется раз и навсегда. „Крик души — не вызывайте Деда Мороза и Снегурочку 1 и 2 января, — отшучиваются актеры. — Артисты отрабатывают новогодний вечер с 31-го на 1-е, под утро собираются компанией и только-только начинают отмечать, на следующий день обычно еще трудно прийти в себя… Поэтому трезвых Деда Мороза и Снегурочки как раз в в это время и не бывает“.