Главная » Компании » Неделя вне фокуса: снова про газ, ядерный щит и доходы топ-менеджеров

Неделя вне фокуса: снова про газ, ядерный щит и доходы топ-менеджеров

оптимальных решений по развитию экономики. Оно и верно. Найдутся там «оптимальные» решения или нет, но, по крайней мере, определенность какая-то должна забрезжить на горизонте. А то, по меткому выражению Александра Шохина, пока российская власть в своем отношении к предпринимательскому сообществу напоминает «многоголового дракона. Одна голова „пышет“ в сторону бизнеса огнем увеличения налоговых нагрузок, вторая — рассказывает сказки о будущих налоговых льготах, третья — усыпляет внимание бизнеса системным и стратегическим подходом». В общем, надо чаще общаться.

Но были на неделе и другие любопытные события. О них я и предлагаю поговорить.

Американские ученые поставили диагноз экономике России

Кто реально порадовал, так это неутомимые интеллектуальные труженики от американской науки. Какие только сообщения не приходили на неделе с той стороны океана. То они «вычислили» дату очередного «конца света», назначив его на 22 сентября 2012 года. То предложили выращивать на Луне брюссельскую капусту. Кстати, по странному стечению обстоятельств — тоже после 2012 года. Уж не связаны ли как между собой эти два события?

Но самое замечательное предложение американские ученые сделали своему президенту. Они подготовили доклад по проблеме ядерных вооружений, в котором посоветовали Бараку Обаме перейти от стратегии ядерного противостояния к тактике минимального сдерживания.

Вкратце идея сводится к тому, что современный ядерный потенциал Соединенных Штатов является пережитком «холодной войны». А тот пункт устава НАТО, где говорится о ядерном оружии как средстве «сохранить мир и предотвратить войну», вообще определен, как «бессмысленный бред». По мнению авторов доклада, если для кого-то ядерный потенциал США и представляет реальную угрозу, так это для самих американцев.

Да и такое количество ядерных боеголовок, которым сегодня располагает Америка — более 5 тыс. штук — является явно избыточным. Тем более что использоваться в военных целях они вряд ли могут. Мол, не собираются же США действительно вести полномасштабную ядерную войну. А для того, чтобы «утихомирить любого глупца», будет вполне достаточно и нескольких сотен.

В общем, конъюнктуркой от этого доклада попахивает изрядно. По хорошему счету, его авторы лишь обосновали идею самого Барака Обамы о необходимости ядерного разоружения. Только с научной, так сказать, точки зрения. Что действительно представляет интерес в докладе, так это отношение к России. Мы, разумеется, входим в перечень стран — «вероятных противников» США. Наряду с Китаем, Северной Кореей, Ираном и Сирией. «Компания» подобралась, как видите, та еще!

Здесь американские ученые считают, что не стоит выбирать в качестве целей густонаселенные города. Мол, не гуманно это. Да и бессмысленно с военной точки зрения. Тем более по отношению к России, население которой и так «вымирает» угрожающими темпами. К слову, подобный документ восьмилетней давности нацеливал американские ракеты более чем на 150 российских городов.

Исходя из этого, мишенями предложено выбирать только ключевые объекты инфраструктуры «вероятного противника». И таковых на территории России насчитали аж… 12! Причем преимущественно это предприятия добывающей промышленности и связанной с ним переработки. Так, в этот список вошли три НПЗ, три металлургических комбината, три ГРЭС, два алюминиевых завода и один «Норникель». По оценкам американских ученых, выведение из строя этих 12-ти объектов парализует всю жизнедеятельность нашей страны.

Фактически, авторы доклада поставили своего рода диагноз всей российской экономике. И диагноз, надо сказать, довольно грустный для нас. По сути, получается, что лишь 12 российских предприятий представляют хоть какую-то ценность. Да и те все связаны с добычей и переработкой ресурсов.

Горение на «газовом фронте»

На уходящей неделе отметилось некоторое оживление на «газовом» направлении. Поляки подписали рамочное соглашение о поставках сжиженного газа из Катара. Туркмения выискала замену «Газпрому» для транспортировки в обход России в лице немецкого RWE. Участника проекта Nabucco, между прочим.

А тут еще и Грузия подписала соглашение с британской компанией о строительстве газопровода «Белый поток», по которому предполагается освоение газовых ресурсов Каспия и их транзит в Европу через Грузию, Украину и Молдавию. Финансирование всех предпроектных работ взял на себя Евросоюз. И даже уже выделил три гранта. Само строительство начнется в 2012 году.

В общем, программа диверсификации газового транзита в Европу потихоньку набирает нешуточные обороты. ЕС, серьезно обеспокоенный тем, что «Газпром» «все глубже вгрызается в Европу», желает подстраховаться и ищет альтернативные пути. В принципе, это желание европейцев вполне объяснимо.

Все последствия складывающейся ситуации российское руководство понимает. Вчера Владимир Путин во время рабочей встречи с Игорем Сечиным и Алексеем Миллером прямо потребовал от них «поддерживать тесные контакты» и «согласовывать все свои действия» с руководством Узбекистана, Казахстана, Туркменистана. Именно эти страны он охарактеризовал нашими «стратегическими партнерами».

Как и потребителей, поставщиков газа, в частности Туркмению, понять тоже не сложно. Все хотят иметь диверсифицированные пути поставки. А «Газпром», напомню, уже много лет является фактическим монополистом по транзиту туркменского газа. Разумеется, это не может нравиться ни Европе, ни Ашхабаду.

Взять хотя бы последнюю историю. Не секрет ведь, что сегодня, в условиях кризиса, когда спрос на «голубое топливо» резко упал, газ из Туркмении стал для «Газпрома» крайне невыгодным. И компания еще 7 апреля предупредила Ашхабад о снижении объемов закупок. Спираль событий тут же стала стремительно раскручиваться. Через два дня, 9 апреля, произошел взрыв на туркменском газопроводе, причины которого «устанавливают» до сих пор. А вчера, 16 апреля, Туркмения подписала тот самый меморандум с RWE.

Так что обеспокоенность Путина в отношении наших «стратегических партнеров» вполне обоснована. Кризис, рано или поздно, закончится. Спрос вырастет. И Россия очень не заинтересована в том, чтобы транзит из Средней Азии двинулся в Европу по другим маршрутам.

Есть, правда, и обнадеживающие моменты. Во-первых, реализация всех этих проектов начнется не ранее 2012 года. Уж не объявленного ли американскими учеными «конца света» дожидаются? В любом случае, в краткосрочной перспективе России пока мало что грозит. А там все будет зависеть от нашей собственной расторопности. По СПГ в частности.

А во-вторых, все ответвления газовой трубы, завязанные на Nabucco (тот же «Белый поток»), в итоге сойдутся на Украине. А именно здесь пока находится самый яркий очаг нестабильности во всей Восточной Европе. Так что, если европейцам приятнее думать, что в январском срыве поставок виновата именно Россия — пусть их. Тем горше будет разочарование.

Вспоминая Шарикова

И, в заключение, не могу не остановиться еще на одном довольно симптоматичном событии. В духе шариковских «все отнять и поделить».

Собственно, событий, как таковых, было два. Во-первых, на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект об ограничениях на выплату вознаграждений топ-менеджерам. Напомню, аналогичные законы были приняты недавно в США и Франции. Этот законопроект подразумевает ни много, ни мало, а 100%-ю ставку налога на доходы свыше 4 млн. рублей руководителям компаний, получивших государственную помощь.

Что характерно, проект не оговаривает размер полученной госпомощи для применения повышенной ставки налога. Для его авторов важен не размер, а сам факт. По принципу: получили помощь — будьте добры ограничить свои зарплаты.

Ну, и второе — свою «битву» за социальную справедливость продолжил спикер Совета Федерации и лидер «справороссов» Сергей Миронов. Он опять выступил с одной из своих любимых тем — введением налога на роскошь.

Оба этих предложения, как представляется, направлены на решение одной задачи — снижение социального неравенства между россиянами. Тема эта для России, надо признать, действительно, актуальна. Так соотношение доходов между самыми обеспеченными и самыми малоимущими, по словам Миронова, в Европе составляет 3-5 раз, а в России — 17 раз. Показатель критический и чреват возможными потрясениями.

Но обращают на себя внимание предложенные пути выхода из ситуации. И, если с законопроектом, внесенным в Госдуму вполне можно согласиться. В принципе, логично — получил помощь, так поумерь аппетит. Тем более, если помощь просишь, стало быть, сам не очень-то и справляешься. Так о каких бонусах тогда речь? А вот предложение Миронова, на мой взгляд, все ставит с ног на голову.

Браться за решение вопроса социального неравенства можно, образно говоря, с двух концов. Можно, как это было в той же Европе, на статистику которой любит ссылаться Миронов, идти по пути увеличения доходов бедных. А можно, как это было в СССР после революции — путем ликвидации богатых.

Второй путь мы уже проходили. И лавров на нем особых не снискали. Но историческая память, выходит, коротковата. А шариковский принцип — ой как понятен и приятен уху обывателя. Согласитесь, на таком дешевом популизме можно сколотить неплохой политический капиталец.

Не говоря уже о том, что Миронов фактически предлагает ввести двойное, а то и тройное налогообложение определенной категории граждан, что само по себе как-то не очень вяжется с представлением о справедливости. Да и роскошь — понятие весьма субъективное. Например, для владельца деревянной будки на садовом участке каменный домик соседа тоже может показаться заоблачной роскошью.

Ну, обложит главный «эсэр» виллы и «роллс-ройсы» дополнительными налогами. Ну, начнут их строить да покупать не в России, а за границей, выводя туда все нажитое «непосильным трудом». Кому от этого лучше-то станет? Ну, разумеется, за исключением того, кто на этом себе депутатский мандат оформит.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.