В России может быть введено госрегулирование цен на продукты питания первой необходимости. Как разузнали «Известия», такое положение содержится в одном из вариантов законопроекта «О торговле». Документ устанавливает общую наценку, которая будет распределяться между всеми участниками рынка — начиная от производителя и заканчивая продавцом. Как это отразится на нас, простых потребителях?
— Речь идет о списке социально значимых товаров, куда входят хлеб, некоторые молочные продукты, яйца. Предполагается, что общая наценка от производителя к потребителю будет определяться с помощью тарифного механизма, — объяснил «Известиям» председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.
По словам депутата, наценка на продукты, которые не нужно ни перерабатывать, ни упаковывать, ни далеко везти, составит 25%. Для более «сложных» товаров этот процент будет выше. Также производители социальной продукции освобождаются от платы за «вхождение» в сеть и других поборов, которые любят устанавливать торговцы.
Участники рынка, опрошенные «Известиями», восприняли инициативу депутатов неоднозначно. Так, по мнению главы Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона, такой закон приведет к тому, что «социальный» хлеб станет несъедобным, а то и вовсе исчезнет из продажи.
— Да и где там по деревням, по таежным поселкам искать этих людей, которые будут контролировать наценки? — удивляется хлебопек.
В свою очередь, член правления «Юнимилка» Павел Исаев говорит о том, что сперва необходимо понять, как законодатели предлагают применять «продовольственные» тарифы.
— Если с того момента, как молочная продукция выходит за ворота завода, то 25% — это примерная цена доведения товара до полки магазинов. Хочешь через дистрибьюторов, хочешь через сетевой канал. Если же считать «от коровы», то это невозможно, — полагает представитель отрасли.
Дискуссия вокруг многострадального законопроекта обещает быть жаркой. Тем более что разработка документа, похоже, входит в заключительную стадию. В Минпромторге обещают, что законопроект может быть рассмотрен Госдумой уже в осеннюю сессию.
Пока законодатели рассматривают ряд вариантов — начиная от либерального и заканчивая «драконовским». Тем временем напуганные ритейлеры пытаются задобрить государство и даже написали собственный манифест — «кодекс добросовестных практик торговых сетей». В нем они ограничили отсрочку по платежам для поставщиков базовых продуктов двумя неделями и обязались не брать с них бонусы за продажу.
Увы, не помогло. Как заявил первый вице-премьер Виктор Зубков, «меры должны приниматься на законодательном уровне, кодекс добровольных практик торговых сетей — это факультатив». По мнению чиновника, в законе о торговле обязательно должен быть типовой договор между производителями и торговцами, а также определены сроки возврата денег поставщикам. Иначе получается, что ритейлеры жируют за счет производителей, а те вынуждены еле-еле сводить концы с концами.
Кроме того, по мнению Зубкова, в России необходимо снизить «порог присутствия на рынке торговых сетей». Ведь, как ни крути, монополизм торговцев — главная причина безудержного роста цен на продовольствие в нашей стране.
Коровы угрожают забастовкой
По всей Европе в эти дни проходят массовые акции протеста, которые проводят молочники. Фермеры возмущены тем, что за последние несколько месяцев закупочные цены на молоко рухнули на треть, а стоимость готовой продукции в магазинах практически не изменилась. К примеру, за литр молока французские производители получают 21 евроцент, а конечный потребитель покупает его за 1 евро.
Вместе с фермерами против снижения цен митингуют и коровы. Причем одни крестьяне привезли на акцию внушительные муляжи, а другие — живую скотину.
— Большая часть молока, произведенного в Европе, идет на экспорт. А эти рынки как раз и рухнули, опустились до самого низкого уровня, — жалуется руководитель французской Ассоциации производителей молочных продуктов Оливье Пико.
Такие же проблемы и у наших крестьян. В некоторых регионах России закупочные цены на молоко составляют сегодня 6-7 рублей, что не позволяет ни обслуживать ранее взятые кредиты, ни модернизировать производство. Для того чтобы поддержать молочников, государство пообещало провести на рынке закупочные интервенции.