Российский императорский дом Романовых намерен вернуться в Россию. Речь при этом идёт не о реставрации монархии, а лишь о «посильном участии в общественной жизни страны». Что же, цель вроде бы безобидная, однако представители императорской фамилии лукавят, не упоминая в прессе о готовящихся судебных исках к российским властям. Задача этих исков, равно как и главная цель романовского возвращения, — реституция, то есть возвращение утраченной собственности и возмещение материальных и моральных потерь. Как стало известно корреспонденту «Нашей Версии», речь при этом идёт о гигантской сумме порядка 10 млрд. долларов США.
«Императорский дом намерен вернуться в Россию на постоянное жительство, и мы верим, что это произойдёт в самое ближайшее время, как это произошло во многих странах, — заявил директор канцелярии главы Российского императорского дома Романовых Александр Закатов. — Возвращение никак не связано с желанием реставрировать монархию: императорский дом является носителем монархической идеи, но не стремится никому её навязать. Цель — вернуться в свою страну, чтобы жить здесь и работать, участвовать в культурных, благотворительных программах и других неполитических мероприятиях, которые служат укреплению гражданского общества, развитию правовых институтов государства, возвращению традиций».
Напомним, сейчас императорский дом возглавляет праправнучка Александра II Мария Владимировна Романова. Великой княгине сейчас 55 лет, проживает она в Испании, но в последнее время часто бывает в России — в основном по судебным делам. Добившись от Верховного суда РФ показавшейся многим абсурдной реабилитации казнённых большевиками членов царской семьи, она, по слухам, готовит ещё несколько судебных исков, суть которых не разглашается.
«Возвращать традиции и развивать институты» — неплохо, вот только на какие деньги? В мировой прессе нередки публикации о том, что якобы Романовы поиздержались, и изрядно. Говорят, что финансовую помощь им оказывают королевы Великобритании и Нидерландов, однако её хватает впритык. В последние годы с представителями императорского дома стали встречаться известные российские политики и чиновники, поговаривали даже о том, что возвращение в Россию будет происходить при патронате президента страны, то есть на самом высоком государственном уровне. Но два года назад, накануне очередных думских выборов, шумиха, связанная с возможным возвращением Романовых, утихла так же скоро, как и началась.
В кулуарах Думы ходили слухи о том, что всё сорвалось лишь потому, что, дескать, не удалось договориться о главном — цене вопроса. «Возвращение Романовых оценивалось как полезное. Вспомните, сколько слухов было о якобы готовящихся браках детей крупных государственных чиновников и представителей императорского дома, — вспоминает известный политолог Глеб Павловский. — Но внятного ответа, будут Романовы выставлять имущественные иски или нет, тогда так и не получили».
Возможно, история с возвращением тогда заглохла именно по этой причине. «Изначально идея была такой: вернуть Романовым часть собственности и назначить им государственные пособия, — поделился с корреспондентом «Нашей Версии» на условиях анонимности высокопоставленный чиновник, имевший отношение к истории с возвращением императорской семьи двухлетней давности. — Мы взяли за основу румынский вариант и предложили такую комбинацию: один дворец в Архангельском под Москвой в качестве летней резиденции, ещё один дворец под Санкт-Петербургом, скажем, в Гатчине (хотя были и другие варианты) плюс дом в Санкт-Петербурге.
Вся эта недвижимость передавалась бы с содержанием, то есть члены императорской фамилии не тратили бы на её амортизацию и эксплуатацию ни копейки. Ну и пенсии. До обсуждения их суммы дело не дошло, так как те, с кем мы вели переговоры, наотрез отказались от наших предложений. Им было мало. Они требовали передать им весь комплекс построек в Архангельском и Гатчине, а это примерно 10 млрд. долларов. На том всё и заглохло». Теперь же вновь слышны голоса о необходимости возвращения Романовых. Мол, новой объединительной национальной идеи у нас так и не появилось, а в стране между тем неспокойно. Кризис как-никак.
Между тем отношение к возвращению императорской семьи в России далеко не однозначное. «Мы против того, чтобы Романовы вернулись, — заявил корреспонденту «Нашей Версии» глава КПРФ Геннадий Зюганов. — Это возвращение выглядело бы насмешкой над нашей исторической памятью». Три года назад фонд «Общественное мнение» проводил статистическое исследование об отношении россиян к перспективе восстановления монархии в России. Желательной реставрацию сочли 15,8% опрошенных, нежелательной — 59,4%. 21,7% посчитали восстановление монархии возможным, 53,5% — невозможным. Аналогичные опросы ФОМ проводит каждые три года начиная с 1993-го, и, по свидетельствам экспертов, динамика цифр остаётся примерно одна и та же. Так что проводить плебисцит по вопросу возвращения Романовых в Россию сторонникам этого возвращения скорее нецелесообразно.
Надо сказать, что россияне в этом смысле вовсе не выглядят белыми воронами. За рубежом тоже проводились подобные опросы, причём в более прикладном контексте, а не отвлечённо, как у нас. Так, в Румынии, как показала статистика, возвращению короля Михаю I рады оказались совсем немногие. Пару лет назад Михай обратился к правительству с просьбой вернуть ему королевские владения Пелеш, построенные в 1873 году его знаменитым прадедом Каролем в 100 километрах к северу от столицы. В судебном иске бывший король согласился на компенсацию порядка 25 млн. долларов в случае невозможности возвращения Пелеша.
И власти страны пошли на беспрецедентный шаг: правительство заказало независимому институту социологии Insomar опрос общественного мнения по этому вопросу. Мол, пусть решает народ. Опрос показал, что большинство опрошенных (54%) высказались против возвращения бывшему монарху его имущества. Таким образом, королю не обломилось. Но, что значительно хуже, была разрушена бытовавшая среди обывателей легенда о том, что общество, дескать, возрадовалось возвращению короля в Румынию.
Представители императорского дома Романовых против того, чтобы возвращение августейших персон ставилось в зависимость от желания или нежелания народа. Как заявил директор канцелярии главы Российского императорского дома Романовых Александр Закатов, в странах, куда вернулись прежде царствовавшие династии, они «никому не должны ничего доказывать какими-то нелепыми подсчётами». «Никому ещё не стало плохо от того, что августейшие персоны вернулись», — уверяет Закатов.
«Напротив, представители императорских фамилий приносят пользу, помогают развиваться национальному самосознанию и способствуют укреплению позиций своих стран на международном уровне», — продолжает Закатов. А для того, чтобы Романовы вернулись в Россию, нужно, оказывается, совсем немного — «чтобы государство официально определило своё отношение к этому институту». «Необходимо, чтобы члены императорского дома вернулись не как частные лица, необходимо, чтобы восстановилась историческая институция. Для этого наше государство должно выразить своё отношение к этой исторической институции: заявило, что Российский императорский дом свыше 300 лет управлял нашей страной, при нём было многое достигнуто, он дал нашей стране таких людей, как Пётр Великий, Екатерина Великая, Александр II, Николай II, ряд выдающихся государственных деятелей», — заявил Александр Закатов.
Если отбросить высокий штиль царедворца, в сухом остатке выходит вот что: государство должно предоставить гарантии, которые будут выражаться в чём-то материальном. В деньгах, недвижимости, особом статусе. Вопрос лишь в том, согласно ли наше общество заплатить немалую цену за возвращение Романовых?
Справка
В современной истории достаточно случаев, когда представители свергнутых монархий возвращались на родину, как бы не имея претензий, а получив гражданство, немедленно предъявляли в суд многомиллионные иски. И зачастую судебные решения принимались в пользу свергнутых августейших персон и членов их династий.
В 1992 году в Румынию вернулся король Михай I, свергнутый в 1947 году. Условием его возвращения был в том числе и полный отказ от претензий на национализированную собственность. Михай пообещал не судиться с румынским правительством, но, как только ему вернули гражданство, в суды поступило около сотни исков, заблаговременно подготовленных его адвокатами. Задумка была дальновидной: если предъявить один иск, в котором перечислить всё утраченное имущество, его могут и не принять, слишком велика сумма компенсации. А если предъявить несколько исков — один на замок, другой на поместье и т.д., — то по отдельности некоторые тяжбы можно и выиграть.
Расчёт оказался верен: к примеру, поместье графа Дракулы Михаю I не вернули. Зато отдали родовой дом династии в Бухаресте и замок XVII века. Кроме того, Михаю, как бывшему главе государства, начислили жалованье в половину президентского оклада, предоставили за счёт казны персональный автомобиль с шофёром и охраной и ежемесячно выплачивают в качестве компенсации кругленькую сумму. Румынский Михай, надо сказать, оказался скромным малым в отличие от представителей болгарского монаршего дома, которых не устроил вариант «по частям». Тем захотелось вернуть всю бывшую собственность, и они увязли в судах, исход которых предугадать сложно. Часть имущества, впрочем, им уже вернули.