Главная » Экономика » Сказка о китайском локомотиве

Сказка о китайском локомотиве

Расчеты показывают, что развивающиеся страны пока не становятся двигателями мировой экономикиеория «декаплинга» (decoupling) гласит, что экономические циклы в развивающихся странах в последние годы стали меньше зависеть – то есть, отделились – от циклов развитых стран. Некоторые эксперты утверждают, что развивающиеся страны выйдут из мирового кризиса быстрее развитых, становясь «новыми локомотивами глобального экономического роста».

Пока рано говорить, каким будет процесс восстановления мировой экономики, однако уже сейчас достаточно исторических данных для того, чтобы оценить концепцию декаплинга на докризисном временном отрезке.

НАИВНЫЙ ПОДХОД

Очень часто как довод за реальность декаплинга используют текущие темпы роста или падения экономик. Если в развитых странах ВВП снижается, а в некоторых развивающихся растет, – значит, налицо «разделение». Но, на самом деле, оценки должны основываться не на фактических темпах экономического роста, а на величине отклонения от тренда.

Упор на данные о фактическом росте может ввести в заблуждение. Было бы неправильно говорить, что Китай больше не зависит от США, раз китайская экономика растет на 5% процентов, а американская демонстрирует спад на 2%. Если потенциальные темпы экономического роста составляют 9% в Китае и 2% процента в США, то ВВП обеих стран на 4 процентных пункта ниже тренда, а значит, их экономические циклы прекрасно коррелируют друг с другом. Это гипотетический пример, но он показывает суть проблемы.

ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Так «оторвались» ли развивающиеся страны от развитых за последние годы? Высказанные выше замечания помогают определиться с подбором эмпирического метода оценки. Во-первых, необходимо посмотреть на отклонение реального ВВП от потенциального (то есть того, который определяется трендом). Во-вторых, раз уж распространено мнение о том, что разделение произошло за последние несколько лет, необходимо рассчитать ежегодные показатели синхронности экономических циклов.

Минк, Джейкобс и де Хаан из нидерландского Университета Гронингена предложили простейший способ расчета. Нужно рассчитать разницу между потенциальным и фактическим ВВП разных стран или групп стран и сравнить их. Когда разница между потенциальным и фактическим ВВП обеих стран совпадает по знаку, их экономических циклы синхронны. Главное преимущество этого метода по сравнению с факторным анализом или коэффициентами корреляции заключается в том, что данный показатель меняется из года в год.

Опираясь на данные о реальном ВВП из базы данных МВФ, я оценил степень синхронности 34 развивающихся экономик и четырех групп развитых стран: это все страны с развитой экономикой, «Большая семерка», США и Европа. Для анализа брались данные с 1980 до 2007 года. Степень синхронности оценивалась для всех развивающихся стран в целом, для групп развивающихся стран по географическим регионам, а также для конкретных развивающихся стран.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ

Результат оценки: степень синхронности экономических циклов развивающихся и развитых стран за последние годы ничуть не уменьшилась. Данные по взятым в отдельности развивающимся рынкам показывают, что нет ни одной страны (за исключением Перу), экономическое которой развитие стало бы менее зависимым от развития всех четырех групп развитых экономик.

Результаты проведенного мною анализа, в котором учтено изменение потенциальных темпов роста развивающихся стран, показывают, что «декаплинг» всегда был не более чем мифом. Хотя это не значит, что «отрыва» развивающихся стран от развитых не произойдет в будущем.

В действительности, исследования показывают, что степень синхронности существенно меняется со временем. Однако полученные результаты подкрепляют мнение (и согласуются с обширными эмпирическими данными) о том, что в результате глобализации экономические циклы различных стран становятся все более сходными. Помимо всего прочего это означает, что надежды на то, что развивающиеся страны станут локомотивом, который выведет мировую экономику из кризиса, необоснованны.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.