Как пишет The New York Times, то обстоятельство, что китайская экономика, более чем в три раза уступающая США по объемам, выходит из кризиса намного раньше американской, может свидетельствовать о том, что доминирование КНР над США начнется раньше, чем ожидали аналитики. «Сегодня Азия, а не США, поднимает весь мир. Раньше такого не было», – подчеркнул главный экономист нью-йоркского бюро Credit Suisse Нил Сосс.
Во время рецессии ранних 1990-х и вызванного крахом доткомов и терактами 11 сентября упадка первой половины 2000-х главную роль в восстановлении мировой экономики играли именно США. У КНР и ее соседей по региону в те годы просто не было средств на поддержание экономики в кризисные времена. Однако за последнее десятилетие активно развивающийся Китай смог накопить $2,13 трлн валютных резервов, что позволяет ему чувствовать себя уверенно даже теперь. По последним оценкам аналитиков Citigroup, в 2009 г. рост ВВП КНР составит 8,7%, а в следующем китайская экономика вырастет на 9,8%.
Стремительно богатеющий Китай уже сейчас отодвигает США с места главного торгового партнера государств, чья экономика имеет экспортно-ориентированный характер – китайские потребители ударились в экономию не так сильно, как американские. В частности, в первом полугодии 2009 г. Китай стал главным торговым партнером Японии – прежде это место долгие годы занимали США. На азиатский рынок переориентировались даже предприятия некоторых европейских стран, таких, как Германия. «То, что мы не добираем в трансатлантической торговле с США, мы компенсируем за счет Китая», – признался в интервью NYT Йенс Нагель, глава международного департамента Ассоциации экспортеров ФРГ. Активный экспорт в Азию помог Франции и Германии показать во II квартале 2009 г. рост ВВП на 0,3%, изрядно удививший аналитиков.
Аналитики, впрочем, подчеркивают, что стремительно «поднимающийся с колен» Китай окажет положительное влияние и на США. Уже сейчас экспорт американских товаров в КНР показывает рост – в январе Пекин закупил в США продукции на $4,1 млн, а в июне эта цифра составила уже $5,5 миллиарда.
Некоторые аналитики, впрочем, опасаются, что власти Китая могут переоценивать потенциал потребительского рынка в странах-партнерах и в случае, если потребители не оправятся от кризиса в ближайшее время, китайское «экономическое чудо» может лопнуть как мыльный пузырь.
«Азия все еще занимает сравнительно небольшое место в мировой экономике. Однако она точно отражает происходящие в мире изменения. В конечном итоге экономическая мощь превращается в политическую», – подчеркнул бывший главный экономист МВФ МСаймон Джонсон. «Экономическую мощь можно использовать для приобретения друзей, и КНР уже делает это в Африке и Латинской Америке», – добавил он.