Сервис такси Uber планирует через год запустить в РФ систему совместных поездок пассажиров одной машиной — Uber pool. Об этом основатель и генеральный директор Uber Тревис Каланик сообщил в ходе лекции в Москве в «Институте «Стрелка».
«Мы приближаемся и будем приближаться ближайшие месяцы к порогу (количеству пассажиров, использующих сервис компании — прим. ред.), который приемлем для Uber pool. Меньше, чем год это у нас займет», — ответил Каланик на вопрос, когда система заработает в России.
На сегодня в России систему коллективных поездок развивает ресурс Bla-bla-car, при этом в основном такие поездки используются пассажирами на дальние расстояния, прежде всего, между городами.
Как пояснил Каланик, обозначенное время потребуется, чтобы «набрать определенное количество поездок, иначе Uber pool не работает». То есть пока компания не набрала достаточного количества пассажиров, пользующихся сервисом Uber. «Если мы очень маленькие, это все не сработает, потому что два человека должны в одно и то же время в одном и том же направлении ехать. Но по мере того, как мы будем превышать определенное количество поездок, это сработает. Например, здесь, в Москве, наш рост был значительный», — предположил глава компании.
По его словам, на сегодня около 20% поездок на такси в сервисе Uber совершается через систему Uber pool. Сервис уже работает, в частности, таких городах, как Сан-Франциско и Лос-Анджелес, и направлен на сокращение количества машин в городах и экономию затрат пассажиров.
В России работает несколько конкурирующих онлайн- сервисов такси, среди которых лидируют, в частности, «Яндекс-Такси» и Gett.
Об акциях на бирже
Международный сервис такси Uber не планирует размещать акции на бирже посредством IPO (предварительное публичное размещение), заявил Каланик.
«Мне не нравится вся бюрократическая проволочка, связанная с процедурой выпуска акций на биржу. При этом надо еще и думать в долгосрочной перспективе. Учитывая, что надо быть ликвидными и показывать прибыль инвесторам и сотрудникам (держателям акций — прим. ред.), я думаю, что это практически невозможно», — обозначил позицию в отношении публичного размещения Каланик.
Сейчас акциями компании владеют инвесторы и несколько тысяч сотрудников, пояснил основатель компании.
«День IPO будет тогда, когда мои сотрудники придут с факелами в офис. У нас больше ответственности и перед инвесторами, и перед сотрудниками по определенной ликвидности и марже,» — заключил Каланик.
В отношении претензий властей к прозрачности налогообложения доходов таксистов Каланик заметил, что оборот перевозок абсолютно прозрачен, так как «за все поездки Uber пассажиры расплачиваются только банковскими картами». В отличие от других такси, где пассажир расплачивается наличными, в системе Uber все прозрачно, «спрятать невозможно эту выручку», заверил основатель компании.
Каланик создал Uber в 2009 году как локальный сервис пассажирских перевозок в Сан-Франциско. Инвестиции в компанию, по данным Crunchdase, достигли $12,5 млрд. Оборот компании, по оценке Reuters, составил примерно $2 млрд в 2015 году.
Uber работает в 400 городах мира и перевозит несколько миллионов пассажиров в день, не владея при этом ни одним автомобилем. Успех Uber спровоцировал массовый переход других компаний на эту бизнес-модель — это было названо «уберизацией». Благодаря Uber появилось множество аналогичных сервисов для уборки дома, доставки еды, поиска репетиторов и вызова врача.