Стремительный рост цен на нефть вызвал бурную реакцию международных институтов. ОПЕК призналась в неспособности регулировать добычу нефти и остановить рост цен, на что США поспешили объявить организацию главным виновником энергетического кризиса. Американский Конгресс предложил вводить санкции за нарушения антимонопольных норм для стран-экспортеров. А Международное энергетическое агентство (IEA) готовится пересмотреть в сторону резкого понижения прогноз в отношении добычи нефти в мире, что также может вызвать потрясения рынка.
Палата представителей конгресса США приняла законопроект, разрешающий Министерству юстиции преследовать по закону членов ОПЕК за возможные ценовые сговоры и нарушения антимонопольных норм. В пользу этой инициативы проголосовали 324 члена палаты представителей, против – 84, сообщает РБК. Ранее президент Джордж Буш пригрозил наложить вето на данный законопроект.
Ранее глава Организации стран-экспортеров нефти Чакиб Хелил признался, что картель, контролирующий 2/3 мировых запасов нефти, бессилен остановить рост цен. Кроме того, Хелил предсказал, что в недалеком будущем цена на нефть может достигнуть 200 долларов за баррель, и картель вряд ли сможет чем-нибудь помочь.
На защиту ОПЕК от США встал венесуэльский лидер Уго Чавес, заявив, что ответсвенность за рост цен на нефть несут сами США, а не страны-экспортеры, передает AP. Чавес обвинил США в том, что те настраивают мировую общественность против ОПЕК. В качестве ответной меры, президент Венесуэлы предложил создать на основе валютных резервов стран – членов ОПЕК банк, который мог бы уравновесить американское влияние в мире, уточняет Reuters.
В рост напряженности вокруг цен на нефть внесла свою долю и Международное энергетическое агентство (IEA), объявив, что прогнозы по добычи нефти, на которые опираются мировые аналитики, сильно завышены, передает «Интерфакс», ссылаясь на The Wall Street Journal.
Эксперты агентства проводят в настоящее время оценку ситуации на 400 нефтяных месторождениях в мире, результаты этого исследования не будут официально опубликованы вплоть до ноября. Однако уже сейчас ясно, что предложение нефти в будущем может оказаться значительно более ограниченным, чем предполагалось.