Однако, подчеркнул г-н Шувалов, в Москве предпочитают не вкладываться в одну резервную валюту, а, напротив, диверсифицировать валютные запасы.
«Мы всегда считали доллар крепкой валютой, — отметил Игорь Шувалов на пресс-конференции в российском посольстве в Вашингтоне. — Мы держим свои резервы в долларах, но считаем, что вкладываться в одну резервную валюту не очень мудро». В перспективе Россия намерена укреплять рубль в качестве региональной резервной валюты, не забывая «полагаться на доллар», добавил первый вице-премьер.
О необходимости диверсификации структуры валютных резервов России в начале сентября говорил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. «Мы хотели бы добавить две-три валюты, — заявил г-н Улюкаев агентству Reuters. — Но проблема в том, что по многим валютам емкость рынка невелика».
Сегодня, по данным ЦБ, объем долларовых резервов России составляет 41,5% от суммы резервов, а доля евро превышает 47,5%. Остаток вложен в британский фунт, японскую иену и SDR — расчетные денежные единицы, эмитируемые МВФ.
По мнению профессора факультета международной экономики и политики ГУ-ВШЭ Максима Братерского, подобный баланс своих валютных резервов Россия сохранит и впредь. «Альтернативы паре евро/доллар нет, — говорит эксперт. — Как совершенно правильно считают в Центробанке, остальные валюты носят региональный характер и в качестве резервной валюты для России не годятся». То же самое, по мнению г-на Братерского, касается российского рубля. «Москва постепенно отказывается от планов создания из рубля мировой резервной единицы, — считает эксперт. — А вот как региональная валюта для постсоветского пространства рубль вполне реален».