Сразу же после покупки губернатором Чукотки, российским миллиардером Романом Абрамовичем самого крупного в мире тоннелепроходческого комплекса немедленно появились предположения, что его, возможно, используют для сооружения самого длинного тоннеля в мире, который соединит Россию с Америкой под дном Берингова пролива. Речь идет о прокладке тоннеля, который соединит ледяные пустыни Чукотки с Аляской. В прошлом году россияне предложили проект этого тоннеля длиной в 64 мили (103 км). Он создаст перспективы длиннейшего путешествия по железной дороге от Лондона до Нью-Йорка — рельсы охватят три четверти окружности Земли.
Тоннель будет вдвое длиннее своего собрата под Ла-Маншем, связывающего Великобританию с Францией. Осуществление проекта обойдётся в 35 млрд фунтов. Согласно проекту, будет проложена скоростная железная дорога, оптоволоконный кабель и трубопроводы для доставки энергоносителей.
Проект тоннеля под Беринговым проливом впервые был предложен сто лет тому назад при царе Николае II, но забыт, когда началась Первая мировая война. После распада СССР к этой идее вернулись, но финансовый кризис 1998 года в России снова заставил отложить её в долгий ящик.
Российские официальные лица утверждают, что тоннель может быть построен не позднее чем через 10 лет. Они уверяют, что расходы на строительство окупятся за счет перевозки 100 млн тонн грузов ежегодно, а также поставок нефти, газа и электроэнергии из Сибири в США и Канаду.
Критики, однако, говорят, что в тоннеле нет экономической необходимости, поскольку на Аляске велики запасы собственной нефти, а колоссальный рынок Китая ближе и прибыльнее.
Вчера стало известно, что ЗАО «Инфраструктура», контролируемое Абрамовичем, заказало немецкой фирме Herrenknecht AG самую большую в мире машину для прокладки тоннелей. Гигантский горнопроходческий щит предполагается использовать прежде всего в российской столице, а также в Санкт-Петербурге и Сочи.
«Щит Абрамовича» стоит около 100 млн евро, на его изготовление у Herrenknecht AG уйдёт около двух лет. Машина диаметром 19 метров сможет за месяц прокладывать 250-300 метров двухъярусного тоннеля, вмещающего шестиполосное шоссе, либо четыре полосы автодороги и линию метро.
Таким образом, губернатор Чукотки впервые выходит на новый для него рынок крупных строительных проектов. Абрамович впервые в своей практике широко афиширует свои деловые планы.