Исторически и географически сложилось, что Одесса является торгово-портовым городом. Ее и сегодня называют городом коммерсантов и купцов. Рынок коммерческой недвижимости, в частности — торговой, здесь продолжает находиться в стадии роста, однако уже несколько лет ощущается нехватка торговых площадей, продолжается повышение арендных ставок и цен на покупку торговой недвижимости.
На выдумку хитры
Примерно половина торговых площадей – это старые объекты, отремонтированные или реконструированные. Бизнесмены приспосабливают под торговлю более-менее подходящие помещения. В торговые точи переоборудуются первые этажи жилых домов, учреждений и т. д. Сегодня практически все старые советские универсамы и универмаги в Одессе отреставрированы и переделаны в супермаркеты.
Дело выбора
Выбирая объект под магазин, предприниматель руководствуется тем, какова будет специализация его торговой точки. Однако в любом случае при выборе помещения для торговли важна ширина фасада, желательно наличие не менее двух фасадных витринных окон. В заявках чаще всего указывают площадь помещения порядка 60-250 кв. м. Если это бутик модной одежды, магазин парфюмерии или ювелирных украшений, то стараются найти помещение ближе к центру города, в так называемом золотом треугольнике – на улицах Греческой, Ришельевской, Екатерининской и Дерибасовской.
В частности, для помещений под бутики характерны 3-4 витринных окна, хорошее видовое пространство, возможность размещения вывески, наличие парковки. Если в помещении планируется размещение супермаркета, магазина стройматериалов, бытовой техники или мебели, то наличие подъездных путей обязательно. Отсутствие возможности парковки перед магазином ведет к снижению его популярности.
За ценой не постоим
Сегодня в центре Одессы 1 кв. м торговой площади стоит в среднем 5-8 тыс. у. е. А вот на «главной улице мира» — Дерибасовской — 1 кв. м может стоить до 17 тыс. у. е. В ценообразовании, наряду с другими параметрами, большую роль играет местоположение объекта, инфраструктура, рациональная внутренняя планировка и состояние помещений, возможность парковки. В «спальных» районах расположенный неподалеку крупный торговый центр также повышает стоимость объекта торговой недвижимости. Однако некоторые владельцы магазинов не стремятся найти проходное место, ссылаясь на то, что хорошо работает реклама или яркая вывеска.
В каждом «спальном» районе можно выделить улицы, которые изобилуют торговыми помещениями. На Таирова – это улица Академика Королева и проспект Академика Глушко, активно развивается торговая недвижимость на проспекте Маршала Жукова; на Черемушках – улицы Академика Филатова, Генерала Петрова, Космонавтов. Цены на Таирова и Черемушках варьируются от 3,5 до 5 тыс. у. е. за 1 кв. м. На поселке Котовского выделим проспект Добровольского, улицы Генерала Бочарова, Днепропетровскую дорогу. Из-за очень низкого уровня предложений торговой недвижимости цены здесь высокие – от 4,5 тыс. у. е. до 5,5 тыс. у. е. за 1 кв. м.
Следует отметить, что бизнесмены не только покупают торговую недвижимость, но и охотно снимают в аренду.
Все для покупателя
За последние несколько месяцев в городе был утвержден целый ряд проектов — как торгово-развлекательных, так и торгово–офисных комплексов. В Одессе, как и в ряде других крупных городов, есть целые улицы, фасадные помещения которых заняты под магазины одинаковой специализации: стройматериалы, бытовая техника и пр. Например, улица Канатная у одесситов уже ассоциируется со свадебными салонами. Когда-то свадебная направленность торговых точек на этой улице формировалась стихийно. Но затем предприниматели целенаправленно выбирали Канатную для открытия свадебных салонов, не опасаясь конкуренции. Ведь потребителю удобно осуществлять выбор, когда рядом несколько однотипных магазинов.
Если на какой-либо рынок заходят новые игроки, то для того, чтобы утвердиться в городе, они открывают не один магазин, а целую сеть. Как правило, сетевые операторы предпочитают арендовать помещения, пока не завоюют авторитет на региональном рынке. Затем, безусловно, стараются приобретать в собственность торговую недвижимость.
Торговые центры Одессы
В новых торговых центрах не осуществляется продажа площадей, возможна только аренда. Исключением являлся в свое время первый торговый центр «Афина». В Одессе торговые центры расположены на улицах Греческой, Дерибасовской, Среднефонтанской, на площади 10-го апреля, в жилых массивах Таирова, Котовского и Черемушках. А вот гипермаркеты среди жилых домов не построишь. Гигантские магазины расположены на окраинах и за городом, например, «Эпицентр», «Metro», «Новая линия».
Уровень заполненности торговых центров в Одессе близок к 100%. Известно, что в некоторых комплексах даже не рассматривают обращения потенциальных арендаторов – мест нет и не предвидится.
Специфику не спрячешь
Каким бы стильным и современным ни был торговый центр, сквозь дымку гламура в нем все равно ощущается неповторимый одесский колорит. Магазины торговых центров слегка и по-доброму напоминают павильоны рынка или ярмарки. Особенно ярко одесский дух, индивидуальность и стиль торговли проявляются в торговом центре, расположенном возле знаменитого одесского Привоза.
Далеко ходить не надо
Статистика показывает, что покупатели с удовольствием заходят в магазины, расположенные в торговых центрах с первого по третий этаж. Павильоны, расположенные выше, чаще всего игнорируют. Поэтому на верхних этажах вы практически не увидите магазинов. Там расположены офисы турфирм, агентств недвижимости и других коммерческих организаций.
Спрос – это надолго
Динамика спроса на рынке торговых помещений определяется динамикой развития потребительского рынка и предпринимательской активностью. В последние несколько лет спрос на торговую недвижимость в Одессе увеличивается от месяца к месяцу. Основной источник спроса – это сетевые операторы. Несмотря на появление современных торговых и торгово-развлекательных центров, вакантных торговых площадей в городе практически нет. По прогнозам экспертов, потребность в торговых помещениях города будет удовлетворена не раньше, чем через пять лет.
С тегами: Украина