Главная » Экономика » Нефтяная волна: Украину поднимет, накроет, или обойдет стороной?

Нефтяная волна: Украину поднимет, накроет, или обойдет стороной?

Украинцы с интересом наблюдают, как стремительно падают цены на нефть, увлекая за собой на экономическое дно миф о непоколебимой мощи Российской Федерации. Недавно цена на Brent побила новый рекорд опустившись ниже отметки в $30 за баррель. Таким образом, с середины лета 2014 года она снизилась в 4 раза. И тут некоторые задались вопросом: а не заденет ли этот процесс украинскую экономику, которая ведь тоже является сырьевой, и, стоит признать, уже ощутила на себе все «прелести» падения цен на металл и агропродукцию?

Что случилось с нефтью?

Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь объясняет — чтобы понять, как на нас может повлиять падение цен на нефть, нужно понять причины явления. «На цену повлияло и решение США экспортировать нефть, и снятие санкций с Ирана, и борьба стран ОПЕК с конкурентами. Но основной причиной является общее замедление мировой экономики из-за снижения темпов развития экономики Китая», — уверен экономист.

Китайская экономика стремительно развивалась с начала 2000-х, и продолжала наращивать темпы до 2011 года. Именно на этот период пришелся рост и в Украине — своего пика мы достигли к 2011 году.

И вовсе не из-за МВФ, и не из-за «хозяйственника» Януковича — своим ростом Украина обязана мировым ценам на металлургию. В этот период Китай много инвестировал в промышленность и строительство, а это, в свою очередь, требовало значительных ресурсов.

«Все это масштабное строительство потребляло металл и энергоресурсы. И отвечая на потребности Китая в мире было запущено много добывающих проектов. Но с 2011 года по своим внутренним причинам китайская экономика прекратила стремительный рост и перешла в нормальную стадию развития», — рассказывает Павел Кухта, экономист Реанимационного пакета реформ. Таким образом, снижение спроса повлекло падение цен на ресурсные товары в целом, и то, что происходит с рынком нефти — лишь следствие этой тенденции.

Само по себе снижение стоимости импорта нефти и зависимых от нее продуктов (включая газ) — это позитив, так как Украина их преимущественно импортирует. Так, за 2015 год импорт нефти и нефтепродуктов составил более $3 млрд.

«Соответственно, снижение цены барреля нефти на $10 снижает наш годовой импорт на $0,7-0,8 млрд, что благоприятно сказывается на состоянии платежного баланса и, следовательно, курсе национальной валюты и уровне инфляции. Также удешевление нефти благоприятно сказывается на уровне инфляции за счет снижения цен на топливо. Топливо занимает 2,4% в потребительской корзине, а цены на него за последние шесть месяцев снизились на 6,4%, и снижение продолжается в январе. Кроме того, цены на топливо являются важной составляющей себестоимости других товаров», — подсчитывает директор департамента монетарной политики и экономического анализа Национального банка Украины Сергей Николайчук.

Например, потребителями импортируемых энергоносителей у нас является металлургия и сельхозпроизводители, теперь стоимость ресурсов для них стала более приятной. «Но если падение цены на нефть — это в том числе симптом замедления мировой экономики — тогда стоимость металлов и сельхозпродукции тоже будет снижаться (и снижается прямо сейчас). Соответственно, мы несем потери по экспорту. В итоге, если потери по экспорту больше, чем сокращение импорта из-за снижение цены на нефть (включая все прямые и непрямые следствия), тогда нам хуже, в противном случае (если экспорт страдает меньше) — лучше», — говорит Павел Ильяшенко, аналитик AYA Capital.

Согласно последним данным Госстата, продукты металлургии в структуре украинского экспорта составили 25,4%, сельского хозяйства — 29,2%.

По словам Павла Кухты, аграрный экспорт пострадал меньше — после падения цен на нефть цены на сельхозпродукцию потеряли 30%, гораздо хуже все у металлургов — у них падение достигло 70%.

Поэтому с/х экспорт вытеснил с первого места металлургию, и останется основным источником дохода для Украины в ближайшее время, прогнозирует экономист: «В конце концов, спрос на еду всегда будет только расти».

Ильяшенко объясняет: в начале падения цен на сырьевые товары с началом разворота мировой экономики летом 2011, мы страдали — энергетические товары проявляли завидное упрямство и цены не хотели падать, хотя все остальное сырье начало валиться, что и делает до сих пор.

«Тем не менее, в 2014 рынок нефти (и газа в том числе) наконец-то осенило, что ожидания роста спроса и проблем в наращивании предложения — это все глупости, и баланс спроса/предложения совсем не позитивный для энерготоваров. Из-за этого нефть полетела вниз вместе с газом — почти три года «сидения в танке» дали о себе знать», — описывает ситуацию аналитик AYA Capital.

Потом ко всему этому добавлась геополитика и стратегические планы ОПЕК по вытеснению с рынка других добытчиков. В результате, падение цен на нефть ускорилось. «Поэтому, мы сейчас скорее в выигрыше, чем в проигрыше. Но это не чистый выигрыш, а больше компенсация за ранее понесенные потери — лучше нам от падения цен на нефть не станет. Но это чуть-чуть упрощает и так бесконечно сложное бытие», — резюмирует Ильяшенко.

Падающий колосс

Доля нефти, газа и других топливно-энергетических товаров составляла около 70% экспорта РФ. Падение цен уменьшило ее до 64% по состоянию на ноябрь 2015 года. За январь-ноябрь общий объем российского экспорта сократился, по данным Минэкономразвития РФ, на 47%. И этот факт ощутимо усиливает эффект санкций и накопившихся внутренних проблем соседей.

Поэтому еще одно опасение, связанное с происходящим на рынке энергоносителей: не накроет ли Украину обломками падающей российской экономики? Но эксперты абсолютно уверены, что не накроет, и это подтверждает экспортная статистика последних даже не двух, а, как минимум, пяти лет.

В течение этого времени зависимость экономики Украины от недружелюбных соседей постоянно сокращалась, вначале — по инициативе самой РФ. С 2014 года процесс внешнеэкономического «развода» ускорился — взаимные торговые ограничения, претензии, иски в ВТО, санкции и потребительские настроения в обеих странах привели к падению товарооборота.

По данным Госстата, объем экспорта в РФ в 2015 году сократился на 53% по сравнению с 2014 годом, импорта — на 42,5%.

Учитывая общее сокращение внешней торговли Украины, в абсолютных числах ситуация выглядит еще более впечатляющей — в 2012 году украинские экспортеры поставили в Россию товаров на $17,3 млрд, в 2014 — на $9,8 млрд, а за 11 месяцев 2015 года — на $4,4 млрд.

Проще говоря, наши соседи сделали все возможное, чтобы разрушить связи с Украиной. В ответ Украина была вынуждена защищаться, искать альтернативные рынки и пускать поезда в обход РФ.

«Россия страдает, потому что российская экономика — сырьевая. Она зависит от мировых цен на ресурсы больше, чем Украина, но нас ее проблемы уже не так сильно зацепят, связи давно ослабли. Разве что гривня не будет расти, но она и без того тяготеет к падению в последнее время», — уверен Павел Кухта.

В то же время, Сергей Николайчук обращает внимание на неоднозначное опосредствованное влияние снижения цен на нефть. Например, оно вызывает девальвацию в странах — основных экспортерах нефти. Это, в свою очередь, может ослабить конкурентные преимущества Украины на рынках, где отечественные производители конкурируют с производителями из стран — основных экспортеров нефти.

«Но эти страны производят мало продукции в сферах, в которых могли бы составить конкуренцию отечественной продукции», — уверен Николайчук.

Основные надежды возлагаются, конечно, на вступившее в силу с 2016 года Соглашение о Зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом. «У нас под боком крупнейший рынок ЕС, на который мы можем поставлять продукты питания, легкой промышленности, потенциально — продукцию машиностроения. Посмотрите на другие страны Восточной Европы — они не стали сырьевыми придатками после вступления в Евросоюз — именно этим нас сейчас пугают противники евроинтеграции. Наоборот, доля машиностороения в их экспорте выросла», — оптимистично характеризует перспективы сотрудничества с Евросоюзом Александр Жолудь.

Что касается влияния нефти на стабильность денежной единицы в широком смысле, то и тут для Украины вряд ли что-то изменится, считает доктор экономических наук Михаил Сальников. «В развитых экономиках низкие цены на нефть повышают доходы домохозяйств, стимулируя сбережения и инвестиции. Поэтому возникает избыток денег, что снижает их цену. Но на развивающихся рынках (включая Украину) фактор низких цен на нефть настолько мизерный на фоне других событий, что процентная ставка будет формироваться совсем другими факторами, а цены на нефть — это как слону дробинка», — написал он на своей странице в facebook.

В общем, если внутренние процессы какого то государства и создают проблемы для экономики Украины — то это государство — Китай, а не Российская Федерация. Но сейчас история Украины — о поиске новой модели, а не о том, как умирает сырьевая экономика. Потому что сырьевая экономика, как говорят эксперты, уже умерла.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

МВФ повышает в Украине тарифы на 100%

Украина столкнется с предстоящим повышением тарифов на газ и электроэнергию для граждан. В ноябре 2023 года, цены в счетах за коммунальные услуги увеличатся на 100%.