Конгресс США придумал, как еще можно наказать Россию за грузино-осетинский конфликт. Председатель сенатского комитета по иностранным делам сенатор-демократ Джозеф Байден, побывав в Грузии, объявил, что Америка ни в коем случае не отменит поправку Джексона-Вэника, введенную против СССР еще в 1975 году и накладывающую ограничения на нашу внешнюю торговлю. А нам страшно?
Поездка в Тбилиси оказала мощное влияние на сенатора Джозефа Байдена. Вернувшись из Грузии, он распространил специальное заявление, в котором рассказал о новом инструменте влияния на Россию.
— Действия России уже исключили возможность продвижения в конгрессе текущего созыва законодательных усилий по укреплению американо-российского партнерства, включая соглашение, разрешающее расширение сотрудничества с Россией по выработке ядерной энергии, а также отмену поправки Джексона-Вэника, которая в настоящее время блокирует интеграцию этой страны (России) в ВТО, — цитирует Байдена РИА Новости.
Вот вам и еще одна угроза, которой спешат запугать нас американские законодатели. До этого, напомним, звучали предложения наглухо задраить перед нашим носом двери в ВТО, ввести экономические санкции против России, арестовать деньги конкретных бизнесменов и, что преподносилось как главная опасность, заморозить наши золотовалютные резервы, часть из которых вложена в американские бумаги. В статье "Все угрозы — „отмороженные“ (номер от 19.08.2008) „Известия“ уже оценивали, реальные ли это угрозы или мнимые.
Так что случится, если поправку Джексона-Вэника не отменят? Сразу скажем, катастрофы не будет. Напомним, эта поправка была внесена в американский закон о торговле в 1974 году в связи с ограничениями на эмиграцию евреев из СССР. Внесение поправки лишало СССР, а после его распада — Россию и все остальные бывшие советские республики режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле. Проще говоря, на пути Советского Союза стояли торговые заслоны. Почему „стояли“, спросите вы? Потому что год от года, когда стало ясно, что эмиграции евреев Россия не препятствует, конгресс приостанавливал действие этой поправки — повода-то применять ее нет. Так что никакого практического толка она уже очень давно не имеет.
Другой вопрос, что само существование в американском законодательстве такой антироссийской статьи для нас как заноза. И американцы активно этим пользуются, то обещая нам отменить эту поправку в обмен на что-то, то грозя оставить ее навеки, если мы вдруг проштрафимся.
Еще год назад, когда в российско-американских двусторонних отношениях все было относительно спокойно, конгрессмены уверяли, что „Джексон-Вэник“ скоро прикажет долго жить. Сейчас — уже не тот случай. Сейчас у нас период похолодания, и снова злосчастная поправка пришлась как нельзя кстати. Вот только не страшно. Неприятно, конечно, но переживем.