Сейчас довольно часто можно встретить мнение, что развитие кризиса в России приведет к снижению потребительских цен или, по крайней мере, заметному падению темпов их роста. В обиход возвращается слово «дефляция», которого мы не слышали уже довольно давно. Логика в том, что, мол, сейчас замораживается множество проектов, развивашихся на кредитные деньги, объём кредитования людей (физлиц) тоже сокращается на глазах, а значит, и покупать они будут меньше. Сокращения сотрудников и стремление компаний снизить расходы приведут к падению зарплат, что также уменьшит потребительский спрос. Соответственно, конкуренция продавцов увеличится, а цены упадут.
Так вот, массово этого не будет. Более того, я не сомневаюсь, что инфляция сначала вырастет, а потом ещё сильнее вырастет. Кроме здравого смысла и некоторого жизненного опыта, об этом говорит и экономическая логика, принятая в России.
Российский рынок «товаров народного потребления» жёстко монополизирован. Если быть совсем точным, то по науке такая ситуация называется «олигополия» — почти любой рынок контролируется несколькими крупными игроками.
Контроль вовсе не должен быть 100%-м или даже просто подавляющим. Если в небольшом городе есть 5-6 сетевых супермаркетов и сотня мелких продуктовых лавок, то фактически рынок держат именно супермаркеты, и именно они формируют цены. Лавка просто не в состоянии предложить ни такой широкий выбор стандартных товаров, ни удобное расположение для большого числа потенциальных покупателей, ни (часто) удобное время работы.
Если вам надо закупить продукты на неделю, вы вряд ли будете носиться по всему городу, покупая хлеб в одном месте, сыр — в другом, а колбасу — в третьем, только потому что там они на 10% дешевле, чем в супере, где всё это есть сразу. Поэтому лавки не конкурируют с большими магазинами, а занимают свою нишу — случайные разовые покупки ограниченного набора товаров и «срочное» обслуживание небольшого числа жильцов близко расположенных домов. А в этом случае — какой смысл бороться с ценой супермаркета? В реальности, лавки держат цены выше, потому что они не могут отжать поставщиков на большие скидки и, тем более, заставить их платить за выставление товара на полку. В итоге и получается, что «назначают» цены сетевые магазины, а остальные за ними подтягиваются, да ещё и с наценкой.
Теперь посмотрим на то, что будут делать эти самые сети. В условиях сокращения платёжеспособного спроса им важно сохранить оборот и прибыль. Если снижать цены в интересах обедневших слоёв населения, то покупать больше товаров, чем в хорошее время всё равно никто не будет. Если вы брали литр молока на неделю, то вряд ли вы будете покупать два литра, если его цена снизится на 10%. Т.е. при сохранении физического оборота (в литрах, килограммах, штуках), магазин снизит оборот (и прибыль) в рублях. Зачем ему это надо?
Теперь — второй вариант, который мне представляется более вероятным. Магазин будет исходить из двух моментов. Во-первых, падение доходов далеко не у всех будет таким значительным, что придётся экономить на еде. Во-вторых, сама по себе стоимость еды из магазина по отношению к текущим доходам большинства людей не очень велика. Даже у семей с весьма средним достатком она вряд ли часто превышает 30-35% доходов. А значит, рост цены продуктов даже на 10-15% вызовет лишние расходы примерно на 3-5% от суммы доходов. Для подавляющего большинства это будет почти незаметно.
Получается, что если поднять цены на 10%, то небольшая часть покупателей (сильно обедневшие) станет покупать немного меньше, зато остальные либо вообще ничего не заметят, либо поморщатся, но радикальных мер предпринимать не станут. В результате, магазин не только ничего не потеряет из-за кризиса, но ещ ё и получит дополнительную прибыль. Которая пойдёт, понятно, на погашение долгов сетей.
Как мы уже заметили раньше, мелкие магазины не захотят воспользоваться моментом, удерживая или снижая цены — они просто не конкурируют с сетями. Значит, и они перепишут свои ценники вслед за «лидерами рынка».
Похожая история и с бытовой техникой. Там могут быть свои особенности, но смысл всё равно тот же — те, кто может купить телевизор за 30 тыс. руб., сможет купить его и за 33 тыс. руб. Единственное отличие магазинов бытовой техники от супермаркетов в том, что довольно значительный объём спроса в них формировался за счёт кредитов, которых сейчас уже не дают. Поэтому в абсолютном выражении их доходы очевидно упадут. Но тем больше соблазн поднять цены для оставшихся покупателей. Та же логика (за исключением кредитов) действует и на рынке одежды, и прочих товаров.
Всё сказанное выше не исключает отдельных акций по снижению цен на отдельные товары. Во-первых, это стандартная маркетинговая операция — снизить цены на что-то одно, чтобы заманить покупателя в магазин и продать ему что-то ещё. В условиях кризиса такие акции будут ещё более эффективны. Во-вторых, магазинам надо будет распродавать остатки, чтобы сэкономить на складских площадях и персонале. Но в целом картину это не изменит.
Отдельный вопрос — продажи автомобилей. Вот тут может быть всякое — машины нижнего и среднего ценовых сегментов, как я понимаю, в очень значительной мере продавались за счёт кредитов. Сейчас этот рынок встал. При этом, уверен, в ближайшие месяцы вырастет рынок вторичных продаж — люди будут избавляться от ставших слишком большой обузой кредитных «Фокусов», что ещё сильнее ударит по дилерам. Это может заставить их значительно сбросить цены. Но, полагаю, автомобили — не слишком заметный фактор в определении инфляции.
А после того, как ситуация устаканится, распределяемые сейчас по финансовой системе реальные деньги дадут старт очередной кредитной накачке экономики, что приведёт к росту «как бы денег» на руках у населения и взрыву потребительского спроса. Последствия этого, полагаю, объяснять не надо.
Я ещё не сказал об эффекте, который вызовет снижение цен на жильё (если оно состоится) и многих других вопросах. Но текст и без того получился огромным. Если хотите, давайте порассуждаем об этом в комментариях.