Главная » Компании » Блогеры о Nabucco: дальше – падение «Газпрома»

Блогеры о Nabucco: дальше – падение «Газпрома»

В Анкаре 13 июля 2009 года главами правительств пяти стран – Турции, Болгарии, Румынии, Австрии и Венгрии – было подписано Соглашение о реализации проекта газопровода «Набукко», нового транзита «голубого топлива» в Европу в обход России. Проект предполагает транспортировку газа из Каспийского бассейна в Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Австрию и Венгрию.

По сообщению РИА «Новости», стоимость проекта составит 7,9 млрд долларов. Германия, также принимающая участие в реализации проекта, подпись под соглашением не ставила, так как не является страной, по территории которой пройдет трубопровод. Однако, вопреки ее участию в реализации проекта, сама Ангела Меркель считает инвестирование «Набукко» не приоритетным для Евросоюза.

Напомним, что между Россией и Германией в 2005 году было заключено соглашение о строительстве «Северного потока», газопровода, соединяющего российский город Выборг и немецкий Грейфсвальд. Пролегающий по дну Балтийского моря, трубопровод будет обеспечивать поток газа в объеме до 55 млрд куб. метров в год. Финансируемый такими компаниями, как «Газпром», «Wintershall», «E.ON Ruhrgas», проект «Северный поток» начнет работу в начале 2011 года.

Как пишет газета «Коммерсант», "турецкий премьер Реджеп Эрдоган преподнес России сюрприз, „выразив надежду на то, что однажды и российский газ будет транспортироваться в Европу по „Набукко“. Помимо прочего, также присутствовавший на встрече спецпредставитель президента США Ричард Морнингстар не надеялся, а был уверен в этом. Ту же уверенность выразил премьер Болгарии Сергей Станишев.

Однако, как заверяет Lenta.ru,16 марта 2009 года „Газпром“ отверг приглашение участвовать в проекте „Набукко“.

И это неудивительно, учитывая, что для „Газпрома“ целевым является проект „Южный поток“, по плану строительства имеющий выход в восточную Европу и Италию. Являясь продолжением транзита „Голубой поток“, работающего с 2003 года и стабильно транспортирующего газ в Турцию, „Южный поток“ рассматривается как конкурент „Набукко“.

Соотнесем альтернативы. Срок окончания строительства „Южного потока“ — 2015 год, „Набукко“ — 2014 год. Мощность „Южного потока“ — 63 млрд куб. м в год, „Набукко“ — 30 млрд куб. м в год.

По данным РИА „Новости“, сами инициаторы проекта „Набукко“ предполагают, что в первое время мощность газопровода составит 30%, то есть от 8 до 10 млрд куб. м в год.

Тем не менее, как сообщает Lenta.ru, в общей сложности на реализацию энергетических проектов ЕС запланировал выделение 2 миллиардов евро в 2009 году и 1,975 миллиарда евро в 2010-м, и в списке приоритетных проектов числится „Набукко“.

Виктория Брюховецкая, пользователь сети LiveInternet, пишет: „Газопровод „Набукко“ имеет смысл существования только и только при заполнении газа из Ирана или Ирака. Другой возможности не будет. Россия заплатит Азербайджану и Туркмении столько, денег сколько они захотят; 300–350 долларов (платит сейчас), а в будущем может быть и выше, что будет неприемлемо для стран – участников газопровода „Набукко“. Для того чтобы оставить за собой право быть единым монополистом поставок газа для Европы, Россия пойдет на любые условия, даже самые невыгодные. Проект „Набукко“ обречен. Кто знает, а вдруг с Ираном и Ираком найдут общий язык? Что тогда?“ — задается вопросом Виктория.

Судя по всему, основными поставщиками газа в Европу по новому транзиту „Набукко“ станут Туркмения, Азербайджан, Иран и Ирак. Это понятно, непонятно другое: откуда возьмется газ для поставки?

По данным газеты „Известия“, Иран уже обзаводится своим собственным „Персидским газопроводом“, путь которого пролегает по территории Ирака и Сирии, далее через Средиземное море и в Грецию. Небеспочвенно предположение, что энергоносители Ирака если и отправятся в Европу, то непременно тем же путем.

Что касается Туркмении, ей, похоже, не до Европы. По информации Lenta.ru, Туркмения планирует поставки газа в Китай в объеме до 40 млрд куб. м в год. Вопрос об ином экспорте сводится к тому, насколько быстро будет проходить освоение месторождений Туркмении и добыча газа.

Одно из газовых месторождений Туркмении, Южный Иолотань-Осман, по заключению информационно-аналитического центра „Минерал“, признано пятым в мире по объему ресурсов. Тем не менее генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов не уверен в том, что Туркмения потянет представляемые объемы. По его заключению, Туркмении предстоит увеличить добычу газа на 150 млрд куб. м в год.

Азербайджан же к 2015 году способствует загрузке газопровода „Набукко“ в объемах 7-9 млрд куб. м. Египет сможет поставлять до 2 млрд куб. м.

Ситуация складывается, мягко говоря, непонятная. Зачем строить один длинный газопровод через границы множества стран, если объем передачи энергоносителей мало того что невелик, так и вообще стоит под вопросом, очень кстати заботящим инвесторов проекта. Общественное же мнение чувствует подвох.

Среди просмотренных редакцией блогов едва ли нашелся хоть один, в котором проект „Набукко“ растолковывался бы как необходимое и нужное Европе, оправданное и полезное. Впрочем, большинство мнений о причине вытеснения российского газа из ЕС сошлись на одном: во всем виноват „Газпром“. Однако нашли место и подозрения к Западу.

Maximillio пишет: „Nabucco не способен полностью заменить поставки газа из России, откуда ЕС импортировать до четверти всего потребляемого газа?“.

oleg_ttt пишет: „Бывший президент Чехии Вацлав Гавел призвал Европу отказаться от российского газа… Вот так. …за прошедший год доля российского газа на рынке ЕС упала с 31% до 16%. То есть быстрое вытеснение Газпрома из ЕС — вполне выполнимая задача в масштабе месяцев. Что дальше? Дальше — падение Газпрома. И даже Китай… не поможет. О последствиях падения Газпрома для России — умолчу. И так всё понятно“.

У пользователя finikk можно прочесть следующее: „…активизация проекта „Набукко“, включая межправительственное соглашение в Анкаре, является прямым следствием безответственных действий Газпрома в январе 2009 года. …Судьба газопровода „Южный поток“ теперь под большим вопросом. Когда начнутся отставки в Газпроме? В игре между „Набукко“ и „Южным потоком“ команда ЕС вышла вперед“.

davnym_davno считает, что „теневая составляющая „Набукко“ не ограничится подключением Ирана. О прочих теневых компонентах… мы еще услышим в ближайшие два-три года“.

Помимо всего прочего, в блогах нашли место и доказательства невозможности строительства газопровода.

Пользователь xystos выделяет 8 причин, по которым проект „Набукко“ не состоится. Ниже приводим 3 из них:

1) Правовой статус Каспийского моря, который признан соленым озером. Это значит, что любые подводные работы на дне любых береговых стран Каспийского бассейна должны быть согласованы со всеми членами, имеющими выход к этому морю. Я что-то сильно подозреваю, что такие переговоры могут тянуться бесконечно долго.

2) „Набукко“ должен проходить через самый пестрый рельеф местности, начиная от дна моря и заканчивая высокими горами. Стоимость проекта, предположительно, по самым низким отметкам, — 8 миллиардов долларов. Эксперты газовых концернов говорят, что эта цифра как минимум занижена на 50%, а реальная стоимость будет около 20 миллиардов. Именно эта стоимость проекта заставила выйти из „Набукко“ самые мощные мировые сырьевые концерны, которые заявили о полной нерентабельности „Набукко“.

3) Даже самые оптимисты сейчас говорят довольно мрачно за будущее всего этого региона. Туркмения граничит с Афганистаном, из которого в любом случае выйдет НАТО, и власть возьмут опять радикальные исламисты Талибана. Рано или поздно падет под талибами ядерный Пакистан. Скоро и Иран станет обладать ядерным оружием. Хорошего, позитивного и многообещающего в этом регионе точно не будет, а значит, есть риски потерять десятки миллиардов долларов этого проекта “.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.