Главная » Экономика » Газовый транзит Украины: бесславный конец монополиста

Газовый транзит Украины: бесславный конец монополиста

Получив  в наследство от СССР одну из наиболее развитых газотранспортных систем, Киев в полной мере использовал свое монопольное положение транзитера для обеспечения ценовых уступок со стороны «Газпрома». Но, похоже, конец монополиста все же наступает. 

Невыгодный маршрут

Хотя разговоры о прекращении транзита российского газа в Европу через украинскую ГТС шли давно, лишь во время прошедшего на днях Петербургского экономического форума глава «Газпрома» Алексей Миллер представил конкретные расчеты невыгодности украинского пути для транзита газа по сравнению с северными маршрутами. 

По его словам, «Газпром» начал программу по оптимизации затрат в центральном регионе, которая предполагает ликвидацию до 2020 года почти 4000 километров магистральных газопроводов. После этого транзитные мощности в направлении Украины составят от 10 до 15 млрд.куб.м в год. 

Экономически транспортировка газа через «Северный поток-2» более целесообразна, поскольку стоимость транзита составляет 2,1 доллара за тысячу кубов на 100 километров против тарифа через Украину в 2,5 доллара. Кроме того, по данным Миллера, себестоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через Украину. Украинский маршрут возлагает на российского продавца газа  дополнительные эксплуатационные затраты на 25 лет в объеме от 25 до 43 млрд.долл. 

Как считает Миллер, объемы транзита, которые заложены в проект «Северный поток» в течение 25 лет при тарифе в 2,1 доллара за тысячу кубометров, позволят «Газпрому» после уплаты налогов получить почти 7 млрд.долл., а дивидендные доходы акционеров компании Nord Stream составят 7,3 млрд. 

Помимо разницы в тарифах за транзит имеет значение и расстояние, требующееся для доставки газа потребителю. 

Через территорию Украины проходит три магистральных газопровода: «Союз» протяженностью 2750 км, «Братство» длиной 4451 км и Трансбалканский, через который идет транзит в Румынию и Турцию, длиной 950 км.  В сумме российский газ преодолевает непосредственно по Украине 3678 км перед тем, как попасть в страны Европы. Если считать по тарифу 2,5 долл. на 100 км, общая сумма транзита составляет 91,5 долл., а по тарифу 4,5 долл., на котором настаивает Украина после окончания в 2019 г. контракта с «Газпромом», стоимость перекачки газа для европейских потребителей обойдется уже в 165,5 долл. на 100 км. 

Длина же «Северного потока» составляет всего 1224 км, потому стоимость транзита при тарифе 2,1 долл. составит 25,7 долл. на 100 км. 

Если же взять объем транзита через «Северный поток», составляющий 49 млрд.куб.м., и сравнить стоимость тарифов с украинским маршрутом, получим, что Украине «Газпром» платил бы  8,1 млрд. в год, а транзит через «Северный поток» обойдется в 1,3 млрд. в год. 

Как пояснил Миллер, при использовании украинского маршрута по сравнению с Nord Stream-2 общие потери «Газпрома» за 25 лет превысят 45 млрд долл. Такая цифра возникла из расчетов рабочего давления в трубах Nord Stream-2 – 120 атмосфер, и украинской газотранспортной системы – до 75 атмосфер.

Все идет по плану?

Крайне не радужна для Украины и конъюнктура на европейском газовом рынке, от которого Киев ждет поддержки. С 2004 по 2014 г. добыча собственного газа в Европе упала на 42%. Крупнейший производитель газа в ЕС – Нидерланды стали нетто-импортером. Постепенно истощаются и британские месторождения в Северном море, а Норвегия не имеет потенциала для наращивания экспорта в ЕС. Ожидается, что в 2016 г. объемы добычи газа в этой северной стране упадут с 117,2 млрд. кубов в 2015 году до 106,6 млрд. по итогам этого года. 

Как считает исполнительный директор итальянского газораспределительного концерна Snam SpA Карло Малакарне, из-за политической нестабильности и отсутствия инвестиций Алжир и Ливия также будут последовательно снижать добычу. Широко же разрекламированные терминалы СПГ в своем большинстве стоят пустыми, поскольку цена сжиженного топлива неконкурентоспособна по сравнению с трубопроводным газом. Что же касается Трансанатолийского трубопровода TANAP мощностью 10 млрд. кубометров, имеются проблемы с его строительством, угроза терактов и низкая ресурсная база в Азербайджане.

Тем не менее, США и ряд государств Восточной Европы, которые, к слову, наиболее зависимы от российского голубого топлива, решительно сопротивляются как строительству «Северного потока-2», так и планам по реализации очередной версии «Южного потока». Не отстают от них Украина и Еврокомиссия. 

Но даже в «европейском правительстве» мнения разделились. 

Генеральный директорат Еврокомиссии по энергетике пришел к выводу, что проект «Северного потока-2» целиком подпадает под регулирование ЕС, включая части газопровода, идущие по дну Балтийского моря, в то время как правовой корпус ЕК считает, что правила регулирования энергетического рынка ЕС к проекту не применимы. 

У Германии попытки приостановить строительство второй ветки «Северного потока» вызывают крайнее неудовольствие. Как заявил в ответ на одергивания США немецкий посол в Вашингтоне Питер Виттиг, «есть вопросы, которые европейцам следует решать самостоятельно». Стремление Берлина получить вторую ветку газопровода вполне логично, поскольку после этого Германия станет всеевропейским газовым хабом, что значительно повысит ее влияние в Евросоюзе. 

Пока идут дискуссии, ЕС разрабатывает комплексную программу энергетической безопасности, которая предполагает региональное решение вопросов газообеспечения и строительство интерконнекторов, позволяющих оперативно перебрасывать большие объемы газа между различными газопроводами. При внешнем стремлении к обеспечению независимости от «Газпрома» проект словно создан для маневрирования газовыми запасами, поступающими из «Северного потока» и будущего проекта южной энергетической ветки. В феврале «Газпромом», итальянской Edison и греческой DEPA подписан «Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок природного газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию». Это является своего рода реинкарнацией заблокированного Россией «Южного потока». 

Таким образом, вокруг Украины, под разговоры о необходимости сохранения украинского транзита, постепенно выстраивается структура современных газопроводов, которые по своей мощности равны, если не превосходят украинскую ГТС. 

Куда ни кинь, всюду клин

Напомню, что ситуация с транзитом газа ухудшается на Украине не первый год. Пропускная способность газотранспортной системы Украины на входе составляет 288 млрд. кубометров, на выходе – 178,5 млрд., при этом в европейском направлении можно прокачать 142,5 млрд. кубометров газа. 

В 2011 г. европейские потребители получили через украинскую ГТС 104,2 млрд. куб. м, а в 2012 — 84,2. Увеличившись в 2013 г. до 86,1 млрд., уже в «революционном» 2014 г. транзит рухнул до 59,4 млрд.куб.м. При этом снижение транзита ниже 60 млрд.куб.м делает ГТС убыточной. 

Тем временем объем поставок «Газпрома» в Европу растет. В первом квартале этого года они выросли на 28,6% и достигли 44,4 млрд. кубометров. За первые два с половиной месяца этого года Лондон нарастил объемы его закупок на 3,2 млрд. кубометров (на 245,9%), Франция (+66,4%), Австрия (+60,5%), Италия (+37,2%) и Германия (+37%). 

По итогам этого года Москва планирует продать в Евросоюз 162,6 млрд. кубометров голубого топлива. 

Впрочем, благодарить за утрату транзитного потенциала украинская власть может исключительно себя. Так, в 2014 г. на Украине был принят очередной закон, запрещающий приватизацию ГТС кем-либо, кроме европейских и американских компаний. Антироссийская направленность инициативы была видна невооруженным глазом. Если к этому добавить отказ Киева от закупок российского газа, ставящий под угрозу бесперебойность поставок в Европу, а также тяжбы в Стокгольмском арбитраже, позиция «Газпрома» выглядит вполне логичной. 

Есть и объективные причины утраты Украиной транзитной привлекательности. Основные магистрали украинской ГТС – газопроводы «Союз», «Уренгой – Помары – Ужгород», «Прогресс» к 2020 году, когда завершится нынешний транзитный контракт, исчерпают свой ресурс. Еще в 2010 году в Минтопэнерго Украины подсчитали, что необходимо привлечь более 6,5 млрд. долл. на обновление газопроводов. Сейчас же эта цифра, по мнению доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХ и ГС Ивана Капитонова, достигает 9 млрд.долл. Денег от европейцев и американцев после заявления Миллера об отказе от украинского транзита ожидать явно не приходится, а россиянам дала от ворот поворот сама Украина.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

МВФ повышает в Украине тарифы на 100%

Украина столкнется с предстоящим повышением тарифов на газ и электроэнергию для граждан. В ноябре 2023 года, цены в счетах за коммунальные услуги увеличатся на 100%.