Государственная Фискальная служба усилила ответственность руководителей службы за взяточничество подчиненных. В частности, каждый руководитель структурного подразделения должен вести антикоррупционную работу среди своих работников, и разрабатывать мероприятия по их устранению.
Приживется ли такое нововведение, а главное – будет ли оно эффективным, в эфире радиостанции Голос Столицы предположил заместитель председателя общественного союза «Центр предупреждения и противодействия коррупции» Василий Вакаров.
Речь идет об усиление работы внутренней службы безопасности налоговой, или этим должен заниматься весь штат?
– У меня есть большой скепсис по этому документу, поскольку – это внутриведомственный документ, который был принят непосредственно в системе ГФС.
Он не имеет законной силы, то есть, это не закон, не постановление КМУ, это приказ, который даже не зарегистрирован в Министерстве юстиции, поэтому он не обязателен к исполнению.
Относительно внутренней политики или усиления работы департамента внутренней безопасности, возможно, будет создано новое подразделение, которое будет заниматься мониторингом или служебным расследованием, мне кажется, что у нас есть замена реальной борьбы с коррупцией на пиар и показную акцию, которая будет проходить в системе ГФС.
Я думаю, что эта схема не приживется, а ничего нового, увы, я тоже не вижу, потому что в каждом министерстве, ведомстве есть антикоррупционное подразделение, есть программы. Они существуют еще с 2009-2010 годов.
Если лицо получило неправомерную выгоду или сделало проступок, оно должно нести персональную ответственность. Тот, кто принимает на работу в ГФС, как минимум, – это руководитель аппарата или непосредственно сам министр подписывает приказ о приеме на работу.
Поэтому этот механизм мог бы работать, если за тот или иной вид правонарушения к ответственности привлекался бы непосредственно или Насиров как руководитель ГФС, или, по крайней мере, руководитель аппарата.
То есть у вас вызывает недоверие то, что этот документ не имеет под собой серьезного юридического основания?
– Совершенно правильно вы поняли. Поскольку есть поручение Владимира Гройсмана, и каждый руководитель министерства, ведомства должен до 9 декабря 2016 года отчитаться в своих успехах или о шагах, которые он совершил непосредственно у себя в ведомстве.
Вот каждый руководитель выдумывает вещи, какие-то пиаровские или популистские, потому что на практике этот механизм работать не будет.
Но намерения довольно неплохие. Руководитель тоже должен знать, что происходит в кабинете у подчиненного.
– Руководитель и так знает. Вот если бы в системе ГФС отменялись нормативно-правовые документы, которые содержат так называемые «вилки».
Например, мы знаем что на таможне для растаможки того или иного товара существует «вилка» – от доллара до четырех долларов, от двух до четырех долларов, и именно эта «вилка», т. е. дискреционные полномочия, дающие право непосредственно чиновнику определять, а какую пошлину он должен брать с того или иного товара – два доллара или четыре?
Вот эти схемы надо ликвидировать. Это важно для общества. И если бы усилия руководителя ГФС были направлены на искоренение таких коррупционных действий, общество приветствовало бы это.
После этого заявления мы увидим показательные увольнения?
– Если есть коррупционный проступок, коррупционное правонарушение, то Нацполиция, СБУ под руководством прокуратуры возбуждает уголовное дело или административное.
И это производство должно закончиться либо привлечением к суду за административное правонарушение, и лицо должно уплатить штраф и быть уволенным с работы, или – к уголовной ответственности, и так же – уволено с работы.
Вследствие привлечения к ответственности делается предписание руководителю, в данном случае – ГФС, чтобы разобрались, не причастны ли к этому другие лица, подчиненные или сотрудники, и чтобы провели служебное расследование.
То есть ничего нового я в этом документе не видел. Привлечение к ответственности руководителя возможно, если есть доказательства. Если служебное расследование выявит, что было другое лицо причастно, тогда нужно обращаться в правоохранительные органы, которые будут доказывать вину. Круг замкнулся.
Ранее эксперт инициативы «РПР» Илья Несходовский в эфире «ГС» объяснил, почему буксует реформа «налоговой», а также рассказал, что брать реформу полиции как шаблон для ГФС не имеет смысла.
К слову, продолжением резонансных обысков в ГФС могут стать громкие отставки, в том числе и руководства службы, поскольку финальной целью противостояния является именно смена руководства, считает политолог Руслан Бортник.