Верховной Раде предлагают в два раза повысить предельный уровень возмещения вкладов физическим лицам – с 200 до 400 тысяч гривен. По мнению авторов внесенного в парламент законопроекта такое повышение гарантированной суммы выплат является обоснованным, поскольку учитывает инфляцию, колебания валютного курса и падение покупательной способности гривны.
Насколько реальны возможности увеличить выплаты вкладчикам, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор рейтингового агентства «Стандарт-Рейтинг» Андрей Никитин.
Как вы оцениваете предложение повысить предельный уровень возмещения вкладов физическим лицам с 200 до 400 тысяч гривен?
– Очевидно, это нужно тем вкладчикам, у которых вклады выше, чем сумма гарантированных сегодня 200 тысяч гривен. Но согласно статистике, таких порядка 5% вкладчиков и средняя сумма вклада в банках порядка 9-10 тысяч гривен.
Поэтому говорить о том, что большинство вкладчиков внезапно станут больше доверять банковской системе, если там поднимут свыше 200 тысяч, это немножко, наверное, опрометчиво.
Хотя, в любом случае, внимание к этой проблеме подымается, об этом говорят, это обсуждают, это конечно полезно. Но мое мнение – надо сосредоточиться на том, чтобы банковская система работала эффективно, и когда мы знаем, что продекларировано, что произошла уже очистка, и мы не ждем уже банков, которые будут в большом количестве выведены с рынка.
А закон же не имеет обратной силы, то есть это не касается тех вкладчиков, которые уже пострадали, в любом случае.
То есть, 95% вкладчиков абсолютно все равно: 200 или 400 тысяч?
– В данный момент, да. Можно говорить о том, что есть некоторые вкладчики, которые находясь в этих 95% просто диверсифицируют, в 10 банках держат по 100-200 тысяч, а теперь они будут в пяти банках держать по 400 тысяч.
Неким банкам это было бы выгоднее, но на самом деле, такое повышение неизбежно влечет повышение ответственности банков перед ФГВ, взносов и т.д. Поэтому такого эффекта ожидать мне сложно.
Для наполнения Фонда гарантирования вкладов физлиц предлагается, по сути, увеличить регулярный взнос для банков. Оправдывает ли себя это?
– На самом деле, в данный момент ФГВ производит выплаты со значительным дефицитом своих возможностей, то есть нет у него тех средств, которые сейчас выплачиваются пострадавшим вкладчикам.
Это все идет через кредиты, которые предоставляет НБУ, и скажем так, даже вдвое увеличив ресурсы ФГВ, это никоим образом даже тот разрыв, которые ранее существовал, не покроет.
Поэтому не очень понятно, если говорить языком цифр, надо все эти цифры поднять, посчитать… Я такого увеличения не вижу. Можно даже наоборот сказать – если будут сигналы, что вот будет больше гарантироваться сумма, то вкладчики с большими суммами средств будут более беспечны.
Не очень мне понятно.
Как сообщила пресс-служба главы финансового комитета парламента, цель документа – сделать систему гарантирования вкладов более справедливой.
– Справедливость по отношению к кому? К вкладчикам, которые имеют до 200 тысяч, она достаточно справедлива.
По отношению к вкладчикам, которые свыше 200 тысяч, насколько это справедливо по отношению к налогоплательщикам, которые по сути компенсируют это через налоги, которые платятся, а потом попадают в государственную систему и потом раздаются вкладчикам банков, которые не думали об ответственности, о том, что они заключали договор с коммерческой структурой, которая имеет определенные риски.
То есть, справедливость в чью-то пользу – да, но, как правило, законопроект теоретически имеет обоснование, финансовый расчет. Вот я не видел такого финансового расчета, где четко было показано, что вот да, вот это справедливый шаг.
Тем не менее, это интересный повод обсудить вообще всю эту систему, как она работает, выполняет ли она свои задачи. Мне кажется, что в данный момент все-таки происходит некий прирост вкладов на депозиты.
Кроме того, есть банк, который теоретически вклады без ограничения компенсирует, государство за него, «Ощадбанк», эта ситуация в ближайшее время меняться не будет, поэтому есть выбор и его можно принимать, и в сегодняшних условиях решать.
А сможет ли Фонд гарантирования вкладов осилить 400 тысяч каждому вкладчику?
– Какая разница? Денег у ФГВ на выплаты банкам, которые уже вышли с рынка, порядка 80, все равно не было, все равно технически это решается за счет займов, вот последнее время статистика по движению средств по Фонду, она не раскрывается, но в целом ситуация понятна. Поэтому ФГВ в настоящее время выступает в качестве инструмента выполнения закона.
Он его будет выполнять, раньше выполнял, будет продолжать выполнять, если будет большая сумма по вкладам компенсироваться, то, на самом деле, это не настолько будут большие расходы для ФГВ в сравнении с тем, что он уже несет.
Ранее главный редактор издания Деньги.ua Александр Крамаренко объяснил в эфире «ГС», что за счет сокращения наличных расчетов НБУ намерен помочь банковской системе.