Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности
За день до исторического решения Кабмина, инициатор подобного «ноу-хау» премьер-министр Украины Владимир Гройсман на встрече с руководителями всеукраинских профсоюзов заявил: «Мы провели обсуждение с депутатами и решили следующий вопрос, что мы внедрим 12-месячную рассрочку на оплату жилищно-коммунальных услуг для тех, кто не желает получать субсидии. У нас есть два механизма, которые можно использовать: с одной стороны, это субсидия — адресная помощь, безвозвратная, с другой стороны — если такой вариант неприемлем по тем или иным причинам, пожалуйста: покупаем сегодня — платим 12 месяцев. Это будет означать, что нагрузка на бюджет семьи в рассрочке будет ежемесячно меньше».
Мне неизвестно, кто готовит речи премьеру или он сам от себя несет подобный бред, но его слова лишний раз подтверждают правоту тех, кто утверждает: у премьер-министра нет высшего образования. От себя могу добавить, что знаний по математике в объеме средней школы он также не имеет или позабыл за давностью лет. Потому как никакая рассрочка не поможет платить за то, что превышает возможности плательщика. Мало того, если сравнить темпы роста доходов граждан и скорость увеличения тарифов, то окажется, что разница составляет десятки раз! В этом случае заплатить по постоянно повышающимся тарифам будет невозможно никогда. Но обо всем с цифрами в руках.
В декабре 2013 года средняя зарплата в Украине составляла 3 619 грн, а в августе 2016 года — 5 202 грн. Рост на 43,7%. За это же время инфляция составила, нарастающей суммой 89,5%. Тарифы за аналогичный период возросли в среднем в 4,5 раза, то есть на 350%. Цена на газ увеличилась в 9 раз или на 800%. То есть темпы роста тарифов превышают темпы роста зарплат в 7-16 раз, а темпы роста инфляции — в 4-9 раз. Следовательно, как что не «рассрачивай», а зарплаты за тарифами не угонятся. И оплатить данные услуги будет просто нереально.
Во что же обойдется коммуналка? Попробуем подсчитать.
Если судить по заявлениям министров, то в отопительный сезон средний размер субсидии составит 2000 грн. Значит, с учетом того, что субсидия покрывает примерно две трети тарифа, услуги ЖКХ обойдутся среднестатистической семье в 3000 грн. В не отопительный сезон они будут раза в три-четыре меньше. Возьмем нижнюю границу — в 4 раза или 750 грн. Тогда за год сумма платежей составит: (3000 грн х 6) + (750 грн х 6) = 22 500 грн. Или 1875 грн в месяц. Это на 425 грн больше прожиточного минимума для трудоспособных. Соотнесем со средней зарплатой в 5 202 грн и получим 36%. Это примерно в 4 раза больше, чем платят в среднем по ЕС. И где-то в два раза больше, чем в РФ.
Единственные, кому точно можно попользоваться рассрочкой без рисков остаться с долгами и без денег, являются народные депутаты. Вот они-то об индексации собственных зарплат позаботились. Нынешние народные избранники парламента VIII созыва в 2014-2015 гг. получали — 6 500 грн, в 2015-2016 гг. их зарплаты проиндексировались до — 17 500 грн, а с 1 ноября 2016 года увеличились до 36 250 грн. То есть скорость роста зарплат нардепов превысила таковую у тарифов. Следовательно, именно они и могут без ущерба для кошелька воспользоваться рассрочкой по оплате услуг ЖКХ.
Но и с самой рассрочкой не все так просто. Потому как нет ответов на простые и естественные вопросы:
— захотят ли производители услуг в сфере ЖКХ предоставлять их в рассрочку?
— будет ли продавать в рассрочку газ НАК «Нафтогаз»?
— кто и как компенсирует производителям услуг потери от замораживания НДС по «рассраченным» услугам?
— какой процент за рассрочку будет установлен и, на каких основаниях?
— кто будет выступать поручителем в операциях по рассрочке?
— какова мера ответственности сторон за не предоставление услуг или несвоевременность проплат по рассрочке?
— какие соглашения и, на каком основании должны будут подписать получать и поставщик услуг?
Смотрите инфографику: Как выросли зарплаты народных депутатов Украины
На эти, и на многие другие, аналогичные по степени важности вопросы ответов пока нет. Зато есть позиция НАК «Нафтогаз», руководство которого заявило, что внедрение механизма рассрочки стало для них сюрпризом. Вдумайтесь! Для руководства госкорпорации, которая с осени текущего года подчиняется непосредственно Кабмину, решение правительства стало сюрпризом. Об этом заявил на пресс-конференции коммерческий директор НАК » Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. «Вчерашнее решение было для меня сюрпризом. Мне интересно, какой механизм этого решения. На нас должны возложить обязанности продавать газ в рассрочку. Мы не продаем газ непосредственно населению, мы продаем его облгазам и ТКЭ. Если на нас возложат обязательства предоставлять рассрочку этим предприятиям, то вопрос первый, было ли это согласовано с секретариатом ЕС, второй вопрос – чем это будет балансироваться», – сказал Витренко.
Возможно, бизнесу и гражданам стоит творчески осмыслить инициативу правительства и организовать, к примеру, оплату налогов в рассрочку. Или там кредит у международных финансовых институтов под это дело привлечь с его выплатой за счет средств госбюджета!
А может вообще перестать платить налоги? Почему, спросите? Да потому что если Кабмин предлагает в рассрочку платить за то, что не по карману абсолютному большинству населения, то надо начинать экономить на непрофильных расходах. Экономия должна быть рациональной. Если государство не выполняет своих функций, то на содержании государственного аппарата надо начинать экономить в первую очередь. То есть на содержании правительства и чиновников. Глядишь, перестав платить налоги, можно высвободить дополнительные средства для оплаты за предоставление жилищно-коммунальных услуг.