РИА Новости Украина – радиостанция «Голос Столицы»
Украина планирует перевести почти половину энергоблоков атомных электростанций на ядерное топливо Westinghouse. Об этом сообщил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Американско-японская компания уже поставляет такое топливо для Запорожской АЭС.
В то же время правительство намерено увеличить добычу урана в Украине. Николаевский областной совет своим решением уже позволил использование урановых месторождений с целью геологического изучения и опытно-промышленной работы частному инвестору.
Украина ведет переговоры с Казахстаном о создании совместного предприятия по добыче урана. Претендуют на освоение украинских месторождений и китайские компании.
Независимый эксперт, экс-глава Госатома Георгий Копчинский в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал инициативы относительно увеличения добычи урана.
По информации МАГАТЭ, наша страна имеет ресурс урана в количестве около 250 тысяч тонн и этого должно хватить на 100 лет добычи. Это большой запас?
— В общем-то запасы урана в Украине достаточно большие. По крайней мере, по оценкам МАГАТЭ, это запас — наибольший в Европе. Есть, правда, один минус. Содержание урана в урановой руде, достаточно низкое на фоне более богатых месторождений, предположим, в Канаде, Казахстане и Австралии. И, безусловно, добыча такого урана несколько дороже, чем добыча урана в тех странах, которые я назвал. Но задача – перейти на уран собственной добычи со 100% покрытием потребности отечественной атомной энергетики, эта задача, безусловно, имеет приоритет номер один. Мы сегодня обеспечиваем себя своим собственным природным ураном где-то чуть больше, чем на одну треть. Все остальное поставляет Россия. Я думаю, что совершенно очевидно, что те планы, которые строились уже в течение 20 лет, и которые, к сожалению, очень плохо реализуются из-за недостаточного финансирования, это, безусловно, надо было бы приветствовать. Но еще раз хочу подчеркнуть, таких планов было много, таких программ государственных было много. К сожалению, реализация их очень и очень плохая.
Что мешает реализовать эти планы?
— Главное – это отсутствие должного финансирования. Это основная причина.
Министр энергетики Игорь Насалик говорит о расширении добычи урана, совместно с иностранными инвесторами. Иностранные инвесторы нам могут помочь?
— Опять-таки, разговоры не новые. Надо от разговоров переходить к делу, и делом доказывать, что это не просто слова, а, действительно, какие-то реальные планы. Что касается иностранных инвесторов, дай-то Бог. И переговоры, которые идут с Казахстаном, могут дать хорошие результаты, в первую очередь, с точки зрения освоения более современных, более экономически эффективных технологий добычи урана. Казахстан такими технологиями обладает. Это, например, подземное выщелачивание и прочее. Надо только реализовать эти планы.
В прошлом году начались переговоры с американской компанией о совместном строительстве в Украине завода по переработке урана. Эти планы еще актуальны?
— Что касается завода по переработке урана, я впервые об этом слышу. Был разговор о том, чтобы строить совместный завод по изготовлению топливных сборок. Такой разговор действительно был. Возможности, которые на сегодня недоиспользуют из-за некоторого замедления темпов развития мировой ядерной энергетики. И я не думаю, что кто-либо будет здесь вкладывать деньги в строительство завода по изготовлению топливных сборок. Таких мощностей в мире более чем достаточно.
То есть это не интересно самой компании Westinghouse?
— Это не интересно не только компании Westinghouse, я думаю, что это не интересно и Украине. В Украине есть более насущные, более приоритетные задачи. Об одной из них мы с вами говорили. Это переход на само обеспечение украинской ядерной энергетики собственным природным ураном. Давайте доведем добычу урана до вот этой отметки, давайте создадим хранилище централизованное отработанного ядерного топлива и не будем тратить по 100 миллионов долларов в год, и передавать этот ценнейший продукт, Бог знает на каких условиях, в другие руки.
Что у нас сейчас с хранилищем?
— В общем-то, там, насколько я знаю, какие-то работы идут, с точки зрения разработки проекта и т.д., какие-то споры там по (отмеренным?) участкам. В общем, на мой взгляд, того напряжения, которого требует к себе эта проблема, не наблюдается.
Ранее президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что в Минэнерго игнорируют проекты энергетической стратегии государства, которые были разработаны в 2014-2015 годах.