РИА Новости Украина
Белоруссия пытается нормализовать свое экономическое положение, поэтому уход России с украинского рынка предоставил Минску возможность занять эту нишу и получить значительную экономическую выгоду из кризиса в отношениях Москвы и Киева, заявила заместитель руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Оксана Петровская.
По ее словам, «связи Минска и Киева после начала российско-украинского кризиса заметно активизировались».
«Однако необходимо отметить, что эти связи были и до кризиса, поскольку это соседние страны, нужно также понимать философию белорусского руководства, которое наиболее тепло относится к близким славянским странам, это три сестры – Россия, Белоруссия и Украина. Этот тезис продолжает звучать в риторике президента Белоруссии Александра Лукашенко и сегодня», – продолжила она.
Эксперт добавила, что раньше между Белоруссией и Украиной существовала конкуренция в борьбе за ресурсы России и за сотрудничество с Москвой, кризис коренным образом изменил эту ситуацию.
«Нужно сказать, что и векторы раньше были разные, Белоруссия входила в ОДКБ, Украина стремилась к НАТО, здесь была демократия, в Белоруссии достаточно централизованная система управления, что не давало такой возможности достаточно тесного сближения. Опять-таки, кризис очень многое здесь поменял, и сложились такие обстоятельства, которые позволили Белоруссии и Украине за последние два года активизировать свое сотрудничество», – добавила аналитик.
Она отметила, «что в основном белорусы завозят на Украину нефтепродукты», эта ниша открылась благодаря тому, что «Россия перестала поставлять энергоносители на Украину, Белоруссия постепенно начала занимать эту нишу, вытесняя российских поставщиков с украинского рынка».
Мостик на Запад
Эксперт заявила, что, несмотря на активизацию, не стоит переоценивать это сотрудничество, так как необходимо учитывать также и мотивы белорусского руководства.
«Помимо экономических предпосылок, которые, несомненно, играют решающую роль, есть и другие моменты, которые хотело бы использовать белорусское руководство.
Я полагаю, что оно хотело бы использовать Украину как своеобразный мостик на Запад, так как Украина сближается с Западом, белорусское руководство декларирует так называемую многовекторную внешнюю политику, и эти векторы очень часто меняются.
Власть и общество
«Еще я хотела бы подчеркнуть соотношение власти и общества. Есть власть, которая занимает определенную позицию, и я бы ее тоже сильно не переоценивала, нельзя говорить, что политические контакты Минска и Киева очень тесные, в основном – это контакты на уровне МИД, таких тесных связей между руководством, президентами двух стран не наблюдается, я думаю, что украинские элиты не особо доверяют Белоруссии. Белоруссия не занимает особо важной позиции во внешней политике Украины», – отметила Петровская.
По ее мнению, белорусское общество в российско-украинском конфликте встало на сторону России, а не Украины.
«Ряд социологических исследований показал, что в этом противостоянии белорусы прежде всего поддерживают россиян. Кроме того, общество не поддержало сам «майдан» и все то, что происходит на Украине. Все эти беспорядки осуждаются в Белоруссии, и, естественно, не вызывают никакой поддержки», – подытожила она.
В торгово-экономических отношениях тоже не все так безоблачно, потому что здесь тоже есть торговые войны, вводятся протекционистские тарифы, сообщила Петровская. Но белорусы отстаивают свои экономические отношения всеми возможными способами со всеми своими партнерами через суды, через всевозможные нормативные акты, через их разнообразное использование.