В своем прогнозе на предыдущий, 2008 г. аналитики Saxo Bank писали, что мы будем свидетелями слома того мегатренда, который определял условия экономического развития в последние 30 лет. И оказались правы. Прошлый год стал его пиком и началом перелома. Тогда нашей основной мыслью было то, что дешевые кредиты породили спекулятивный бум, доселе неведомый человечеству. Цена активов настолько оторвалась от реальности, что даже банковская система была уже не в состоянии дальше поддерживать это кредитное безумие. Мы были среди самых пессимистичных прогнозистов и когда оценивали перспективы 2008 г., предсказывая падение S&P500 на 25%, а Shanghai Composite — на 40%. Выяснилось, однако, что даже мы оказались недостаточно пессимистичными. Что касается года 2009-го, то мы остаемся на своих позициях: перестройка экономической системы продолжится и будет очень, очень неприятной.
Если основываться на таком показателе, как отношение непогашенных кредитов к ВВП, то нынешняя ситуация в США, например, в 2 раза хуже, чем в начале Великой депрессии в 1929 г.: 350% от ВВП против 170%. С 1940-х до 1980-х гг. этот показатель был довольно стабилен — на уровне чуть больше 100% ВВП. Это значит, что пузырь надулся куда сильнее, чем во времена Великой депрессии, и распространился на весь мир. Тем болезненней будет его схлопывание. К примеру, S&P500, и так испытавший рекордное падение, снизится в нынешнем году еще на 40%. Главной причиной станет падение прибылей компаний. Единственный тип широко распространенных активов, который выживет в следующие год-два, — это гособлигации, да и тем будет угрожать слишком высокая инфляция (а в отдельных странах и гиперинфляция), которая станет следствием взрывного роста денежного предложения в условиях рекордно низких ставок и отсутствия надежных активов как прибежища для этих лишних денег. Я упомянул Великую депрессию в США. Сравнение нынешней ситуации с тем, что происходило 80 лет назад, стало уже общим местом. Но я считаю, что в поисках эпицентра новой Великой депрессии большинство аналитиков смотрит не туда.
Китай! Ну кто не успел инвестировать в страну, чья экономика стабильно росла на 10% в год? Китай в последние годы был нужен всем. Бизнесменам — для получения невиданных прежде прибылей, а аналитикам — для объяснения того, почему безудержный рост мировой экономики будет все продолжаться и продолжаться. В Китае удивительный бум, огромный уровень сбережений и инвестиций, громадный же профицит торгового баланса, экспансионистская монетарная политика и жесткая привязка к валюте основного торгового партнера. В общем, все как в США в 1929 г. И даже хуже, учитывая, что денежная масса в Китае росла на 16% в год в течение последнего десятилетия. США так сильно пострадали в 1930-х именно из-за своей монетарной политики, а в Китае она еще более вольная. Весь Китай — это один большой пузырь, надутый американскими заемными деньгами. Кредитование по всему миру сейчас фактически парализовано. И что теперь будет делать Китай? Насколько я знаю, у него нет «плана Б» на случай исчезновения внешних потоков финансирования. Официальная статистика может не давать всей картины. Но уже сейчас мы видим закрытие тысяч фабрик, наблюдаем, как миллионы рабочих возвращаются в сельские районы, просто чтобы прокормиться. В нынешнем году станет еще хуже, когда китайский экспорт схлопнется. У китайского правительства есть возможность и желание инвестировать в инфраструктуру в этот сложный период. Но я все равно считаю, что Китаю повезет, если в ближайшие пару лет там будут положительные темпы роста ВВП. А для такой страны даже нулевой рост экономики равносилен депрессии.
Китайская депрессия — это плохая новость для России, как и для всех экспортеров сырья, получавших сверхприбыли за счет того спроса, который создавал Китай. Тяжелее всего придется тем, кто ориентирован на продажу металлов: они могут подешеветь еще на 50% в текущем году. Нефть упадет не так сильно, но $25 за баррель — наиболее вероятная цена на 2009 г. И терпеть столь неблагоприятные условия придется, скорее всего, больше года.