Газовый голод, вызванный конфликтом России и Украины, подтолкнул Старый Свет на решительные действия: на этой неделе одновременно в двух европейских столицах начались обсуждения энергетической безопасности региона.
Бороться с зависимостью от российского газа намерены в эти дни в Брюсселе и Будапеште. В Бельгии энергетические вопросы рассматривают главы МИД стран-участников ЕС, а в Будапеште начался саммит, на котором в очередной раз решается судьба газопровода Nabucco. Впрочем, Россия по-прежнему рассчитывает остаться основным газовым партнером Евросоюза.
На брюссельском форуме ситуацию, когда из-за разбирательств Москвы и Киева, без топлива остались ряд стран-членов ЕС, расценили однозначно. «Россия и Украина не являются надежными поставщиками газа в Европу», — заявил чешский министр иностранных дел Карел Шварценберг. Чехия сейчас председательствует в Евросоюзе и назвала энергетический вопрос приоритетным на срок, во время которого она будет стоять у руля ЕС. «В этом плане проект Nabucco становится еще более важен», — делает вывод Шварценберг.
Nabucco — детище Европы и не удивительно, что ему уделяют столько внимания. Тем более предполагается, что именно он позволит снизить энергетическую зависимость от России. Об этом и говорилось вчера в Будапеште. На саммит съехались представители Турции, Германии, Австрии, Болгарии, Румынии, Венгрии, США, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирака, Египта и Грузии — предполагаемые экспортеры, транзитеры и потребители. Как ранее отмечал премьер-министр Венгрии Ференц Дьюрчань, на саммите необходимо решить два вопроса: найти источники финансирования проекта и сам газ, который пойдет по трубе. В качестве инвесторов могут выступить Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, экспортерами газа — Казахстан, Туркмения и Азербайджан.
Однако здесь начинаются «но». Первое «но» — стоимость проекта. Сейчас он оценивается в ?7,9 миллиарда. По мнению главы Института нефти и газа Елены Телегиной, Nabucco изначально нерентабелен. Чтобы оправдать строительство трубопровода, газ должен иметь цену не ниже $200 за кубометр, о чем пока говорить преждевременно, поясняет Телегина. Вот и вице-премьер РФ Виктор Зубков, посетивший на выходных Венгрию для обсуждения итогов российско-украинского газового конфликта и предложения «Газпрома» об участии Будапешта в строительстве прямого конкурента Nabucco — South Stream, отметил, что Nabucco «может стать хорошим памятником амбициям».
Другое слабое место — то, что трубопровод должен пройти через ненадежную Турцию. Это признают и в Европе. «Мы не должны заменять одну зависимость другой», — отмечает министр экономики Германии Михаэль Глос, напомнив недавнюю угрозу премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана пересмотреть позицию страны в случае неразблокирования переговоров о ее вступлении в ЕС.
Любопытно, что для Киева газовая война, вызвавшая такой переполох в Европе, несет в себе множество плюсов. Оказывается, данный конфликт не только не сыграл против отношений Украины с ЕС, но даже усилил «импульс взаимопонимания в евроинтеграции», убежден Виктор Ющенко. Об этом украинский президент заявил в интервью Financial Times.
Что же до проблем европейцев, на время оставшихся без газа, то виноваты в этом, видимо, они сами. По крайней мере, Ющенко не постеснялся обвинить ЕС в отсутствии единой газовой политики и избыточной зависимости европейских стран от одного поставщика энергоносителей, то есть России.