Главная » Экономика » Украина по-прежнему незаменима

Украина по-прежнему незаменима

Страсти вокруг украинской трубы в последние дни заметно утихли, но Европа продолжает активно обсуждать вопрос диверсификации поставок, в первую очередь, разумеется, проект Nabucco. Вчера на специально созванном по этому поводу энергетическом саммите в Будапеште в очередной раз рассматривались перспективы его осуществления. Глава венгерского правительства Ференц Дюрчань откровенно заявил, что проект не является чисто коммерческим, и призвал ЕС принять участие в его финансировании, выделив на эти цели в течение нескольких месяцев до ?300 миллионов. Впрочем, безуспешно. Максимум, на что готов пойти Евросоюз, – обеспечить предоставление кредитов и гарантий. В частности, президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томас Мироу подтвердил готовность рассмотреть возможность финансирования многострадального проекта.

Осторожность ЕС вполне объяснима: экономическая составляющая в данном случае не соответствует громким политическим заявлениям. «Проект невезучий в том плане, что ему придано символическое значение, совершенно ему не нужное», – отмечает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. Одна только Западная Европа потребляет 600 — 700 млрд кубометров газа в год. С учетом Восточной Европы эта цифра становится еще больше. А проектная мощность Nabucco – 30 млрд кубометров. По отношению к общему объему потребления это капля в море, порядка 5%. Конечно, данный трубопровод позволит облегчить жизнь балканским странам, прежде всего, Болгарии и Сербии, сильнее всего пострадавшим при остановке украинского транзита именно потому, что, в отличие от остальной Европы, они оказались отрезанными практически от всех источников голубого топлива. Но в этом смысле был бы также полезен любой другой газопровод, идущий по Турции и попадающий на Балканы (и такие проекты имеются).

В общей же европейской газовой конфигурации Nabucco по сути ничего не меняет. Тем более что перспективы спроса на газ в ЕС сами по себе достаточно туманны. Новогодняя газовая война активизировала деятельность не только сторонников известного проекта, но и лоббистов от атомной и угольной отраслей. К тому же Европа уже давно, правда, пока не слишком успешно, ищет не только пути диверсификации поставок традиционных энергоносителей, но и альтернативные источники энергии.

Кроме того, до сих пор не определено, кто именно будет наполнять Nabucco топливом, хотя впервые о строительстве трубы, по которой можно будет доставлять каспийский газ через Турцию в Европу, заговорили еще в 2002 году. Тогда же был создан консорциум, развивающий этот проект. Но входят в него, как известно, лишь страны-потребители и транзитеры газа. А вот стран-производителей там нет. И в этом заключается одна из основных причин того, что за прошедшие шесть лет строительство трубопровода так и не началось. Фактически, единственное, что изменилось за это время, – оценка стоимости проекта, которая сейчас составляет порядка ?8 миллиардов.

Изначально наиболее привлекательным источником поставок был Иран. Но в силу известных политических проблем иранский газ оказался недоступен. «Если с приходом Барака Обамы политика США по отношению к Ирану изменится, у проекта появится больше шансов», – полагает грузинский эксперт по экономическим вопросам Лиана Дженрливадзе. Однако, по мнению депутата азербайджанского парламента Асима Молладзе, в ближайшее время не стоит ожидать потепления американо-иранских отношений. Впрочем, Иран и сам никогда не планировал стать крупным экспортером газа, как это сделал Катар и как это исторически случилось с Россией. Сделав ставку на экспорт нефти, голубое топливо страна предпочитает использовать для внутренних нужд.

В качестве второго наиболее вероятного источника газа рассматривался Азербайджан. Но, по словам Асима Молладзе, для Азербайджана вопрос о поставке газа европейскому потребителю в принципе уже решен. Вместе с Грузией страна поставляет топливо в Турцию по трубопроводу Баку — Тбилиси — Эрзрум. Азербайджан готов закачивать свои ресурсы и в Nabucco, но участие в проекте не является жизненно важным для страны.

Что касается сотрудничества со странами Центральной Азии, этот вопрос тесно связан с необходимостью создания транскаспийского трубопровода, реализация которого упирается в проблему раздела Каспийского моря.

По большому счету, строительство Nabucco не имеет реальной значимости для всех потенциальных участников проекта. Он просто является картой в политической игре. И та же Турция уже пытается ее разыграть, связав вопрос о реализации Nabucco со своим вступлением в ЕС. «Естественно стремление европейских стран обеспечить дополнительный источник поставок, и вполне логично, что они обратили внимание на этот проект и в экстренном порядке стараются придать ему какой-то импульс для развития. Но слава богу, что пока политика уступает экономике и без экономических обоснований проекты не работают», – резюмирует начальник центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.