Тема мигрантов в последние годы одна из самых острых в Москве. Что лишний раз подтверждает количество эмоциональных откликов на нашем сайте после публикации интервью с директором школы N 824 Татьяной Гузенко: «Сначала армяне преобладали. Потом узбеки. Сейчас киргизы» («Известия» от 05.06.09). Напомним, что в интервью речь шла о работе «Школ русского языка» для детей мигрантов, открытых при обычных школах в каждом округе столицы. Опустив откровенно ксенофобские отзывы, сегодня мы публикуем часть читательских размышлений на эту тему.
Если ученик временно «торгует» со своими родителями в Москве и желает учиться в русской школе, то не проблема учителей заставлять его знать русский язык. Родители должны за плату нанимать репетиторов и обучать чадо дома, чтобы он не говорил «моя твоя не понимай». А тратить бюджетные деньги на «чужих» не дело. Однажды наблюдал картинку: молодой папа из «приезжих» учил своего сына-карапуза «на русском», чтобы, если что, бил кулаком в живот. Я спросил: а что, его обижают? Он гордо и удивленно даже ответил: «Нас не обидишь».
Да профанация все это, лубочная картинка: вот какие приезжие молодцы, давайте дружить. Давайте, только за чей счет? Почему бюджетные деньги тратятся на приезжих, а качество образования местных школьников при этом падает? Почему при том, что приезжие «кучкуются», их «уважаемые люди» не объяснят им, как надо вести себя на чужой земле?
В Стокгольме функционируют городские курсы по адаптации гастарбайтеров и их детей. Их учат языку и дают полезную бытовую информацию. Это делается для пользы самих же шведов. Вы против?
Как-то не заметно, что они адаптируются. Приезжие из мусульманских стран и Африки выучивают минимум слов для покупок в магазине и пр., потом получают пособие и прекрасно себе живут. Работает в западных странах очень маленький процент мигрантов. Везде в Европе такая картина. Была во Франции — там вообще кошмар. Живут по своим законам, причем на халяву, не соблюдают законов стран, куда приехали. Язык не учат…
Ваш ребенок должен, наверно, сидеть тупо в классе, ничего не понимая, поскольку он ни слова по-местному, а учителей обвинят в том, что он ничего не выучил. Прежде всего он все-таки должен получить языковой минимум для того, чтобы хотя бы что-то понимать из того, что рассказывает учитель. Приехал в чужую страну — учи язык. И во всех европейских странах экзамен на знание языка нужен не только для получения гражданства, но и для получения работы квалифицированной.
Когда я училась в старших классах, к нам приехали переселенцы. Пара ребят, мама-преподаватель (кем работал отец семейства, не знаю). Парни, которые должны были учиться с нами в одном классе с пятерками в привезенных аттестатах, не смогли учиться на уровне наших троечников, их только из-за истерик мамочки выпустили из 9-го класса, потом они с таким же трудом закончили заштатное ПТУ. Причем мамаше предлагали, чтобы ее дети проучились на год младше, подтянулись и потом пошли бы дальше нормально, но гонор ей этого не позволил. И это был еще конец 80-х, т.е. учились они в советское время, знали язык, а уже была такая глобальная разница.
Такие школы нужны. И для детей, и для родителей, и для всего московского общества. Чтобы у нас было меньше «диаспор», озлобленных на все и вся, а больше нормальных цивилизованных людей — независимо от их цвета кожи и гражданства