В Екатеринбурге завершил свою работу саммит глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Россия уже передала председательство в альянсе Узбекистану, а президент России подвел его краткие итоги.
В течение прошедших суток лидеры шести государств, а также стран-наблюдателей ШОС и специально приглашенных гостей провели в Екатеринбурге несколько встреч в узком составе и неформальном общении.
Речь шла о перспективах ШОС, проблемах глобального экономического кризиса, а также терроризме и наркопреступности — итоговые оценки и договоренности уже закреплены в екатеринбургской декларации и совместном коммюнике стран-членов ШОС.
Участники встречи обсудили действия и возможности государств ШОС в условиях глобального кризиса. «Мы с этого начали. Тут подходы более-менее близкие. Невозможно ограничиться „косметическими“ изменениями, нужно создавать новую систему глобальной финансовой безопасности и использовать потенциал самой организации — работать через деловой совет и межбанковское объединение ШОС», — пояснил Дмитрий Медведев.
Один из самых важных вопросов — о расширении числа участников, а следовательно, и увеличении политического веса альянса, решить так и не удалось, сообщает «Новый регион».
Страны-наблюдатели Индия и Монголия вступать в ШОС не спешат. Но двум государствам — Шри-Ланке и Белоруссии, с которой у России в последнее время резко обострились отношения, — был придан новый статус — «партнеров по диалогу».
Таким образом, состав ШОС остался неизменным, и главенствующую позицию в альянсе вне сомнения продолжает занимать Китай. Завершившийся саммит стал очередным доказательством этого — сегодня КНР заявила о готовности выделить 10 млрд долларов на поддержку альянса.
Помощник президента Аркадий Дворкович поспешил сказать, что Россия не будет использовать эти деньги на борьбу с кризисом, что со стороны выглядело стремлением держать марку. Было заметно и другое — российские власти немало смущены широким жестом китайцев — нынешнее экономическое положение не позволяет Москве делать такие щедрые подарки.
Подвести черту под прошедшим саммитом Дмитрий Медведев решил позитивом: «ШОС расширяется и становится универсальной площадкой для решения разных вопросов».
Как говорили эксперты накануне встречи в Екатеринбурге, основной интригой саммита стал экономический кризис, с которым большинство стран ШОС справляется далеко не лучшим образом.
Как считает аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, в сфере экономики совместных проектов в рамках ШОС немного. Чаще всего это проекты, реализуемые на двухсторонней основе — между Китаем и Таджикистаном, Китаем и Узбекистаном, Китаем и Киргизией, но проектов, которые бы объединяли все страны, практически нет.
«Это „слабое звено“ ШОС и это очень тревожный сигнал для России — она не может соревноваться с Китаем в предоставлении кредитов на тех условиях, на которых это делает Пекин. А он обладает почти двумя триллионами международных резервов и естественно находится на голову выше России и пользуется этим. Недавно 20 млрд долларов он предоставил Казахстану, в результате чего активно проводит политику по приобретению месторождения углеводородного сырья.
Появились сообщения о том, что Китай предоставил 3 млрд долларов Туркменистану на освоение газового месторождения, а на днях заявил о готовности предоставить кредит Таджикистану, в том числе для постройки электростанции. Это прямая конкуренция России», — указывает Аждар Куртов.
Он отмечает, что Китай целенаправленно и последовательно проникает в Центральную Азию, используя для этого и Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве «зонтичной» организации, которая прикрывает его интересы.