Главная » Финансы » Украина. Послезавтра

Украина. Послезавтра

Но… время опровергло и те, и другие прогнозы. Сейчас уже мало кто решается даже предполагать, что будет в конце лета и осенью. Можно называть лишь факты: впереди нас ждут выборы, большие выплаты по внешним долгам (август—сентябрь), связанные с этими двумя причинами колебания курса гривни и, возможно, новая волна безработицы — на рабочие места не выйдут те, кого сейчас отправили в летние отпуска за свой счет.

Статистика. Пока с большой долей уверенности можно делать только один вывод: ситуация в Украине в первом квартале (более свежих данных пока нет) хуже, чем в других странах СНГ.

В общем, показатели удручающие. И неудивительно, что правительство старательно избегает официальной «цифири». В приближающейся предвыборной борьбе это один из самых острых аргументов.

Но уже в начале осени Украина может столкнуться с новым, удивительным явлением, которое, возможно, станет чертой времени: при видимом ухудшении ситуации статистические данные будут улучшаться.

По мнению директора экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований Василия Юрчишина, статистическое улучшение может быть достигнуто за счет того, что базой для сравнения будет взят III—IV квартал прошлого года, когда уже начался небольшой спад. И это будет презентоваться правительством как улучшение ситуации. «Вместо того чтобы концентрироваться на рисках, на проблемах, от которых мы никуда не денемся, большое внимание может быть уделено „причесыванию статистики“. Было зафиксировано падение промпроизводства свыше 30%, а сейчас получится только 20%. Прогресс? Прогресс! Даже многие журналисты, когда пишут, не акцентируют внимания на факторе базы, а он имеет огромное значение», — подчеркивает Юрчишин.

Деньги. Как-то так интересно совпало, что на конец лета — начало осени приходятся сразу три важных процесса: избирательная кампания, формирование местных и государственных бюджетов и выплата внешних долгов.

«В августе мы должны заплатить по евробондам $600—700 млн., — напоминает Василий Юрчишин, — а в сентябре подходит срок выплаты долга НАК „Нефтегаза Украины“. То есть в течение месяца нужно легко выбросить больше миллиарда, причем это — текущие расходы. Это то, что у нас в Украине приходится на конец третьего квартала…»

«Есть несколько постулатов, которые необходимо помнить, — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Во-первых, по долгам платить надо. Основная масса выплат приходится на долги не государственные, а корпоративного и банковского сектора. У нас будут и государственные выплаты, но они не очень значительны. На протяжении 2009 года государство должно вернуть около $2 млрд. Один пик этих выплат мы уже прошли весной, следующий — осенью.

Во-вторых, любая выплата за рубежом делается в иностранной валюте. Исходя из этого, можно прогнозировать существенный спрос на валюту внутри страны и дополнительное давление на гривню. Но есть запас прочности, который мог бы не дать курсу сильно просесть. Да, гривня может потерять часть своей стоимости на определенные временные промежутки в результате повышения спроса при „ограниченной поставке“ валюты на рынок. Но это вовсе не означает, что она не вернется на прежнее место и не отыграет утраченные позиции. Курсовое давление и большая амплитуда колебаний валют — это как раз характерно для кризисов…»

Кроме транша МВФ, валютной выручки от экспортеров, которую их теперь обязали продавать Нацбанку (во всяком случае половину) и резервов Национального банка, в стране может появиться совершенно неожиданный источник дополнительного финансирования — деньги на выборы.

«Опыт показывает, что выборы — это благо для украинского народа, — серьезно шутит Василий Юрчишин. — Предыдущие выборы обошлись кандидатам в $700—800 млн., сейчас на каждого будет потрачен миллиард. Это не мои оценки. Не знаю, насколько они близки к истине. Но если $2—3 млрд. будут за короткое время вброшены в Украину, это не так уж и плохо для экономики».

С Василием Юрчишиным готов поспорить президент Киевского института сценирования Юрий Збитнев. «Не будет миллиардов, о которых все говорят, — уверен он. — Для ключевых кандидатов кампания обойдется в $300—350 млн., если взять еще либералов, которые появились, то самые богатые из них потратят до $20 млн., остальным дадут по $3—5 млн., и они „посветят лицами“. Таким образом избирательная кампания для всех кандидатов уложится в $1 млрд.»

Свои подсчеты аналитик обосновывает следующим образом. «Не нужно будет „покупать“ избирательные комиссии, — объясняет г-н Збитнев. — На прошлых выборах основная борьба шла именно вокруг комиссии. Каждого технического кандидата брали за горло и говорили: „Отдай комиссию, ты все равно с ней ничего не сделаешь“. Затем уже на местах с комиссиями „разговаривали“. После внесения изменений в избирательный закон в комиссиях останутся только представители кандидатов и фракций. А это уже система, которую легко контролировать…».

Вторая статья максимальных расходов — это СМИ. Но они все разобраны. Грубо говоря, сколько бы партия БЮТ не предлагала телеканалу, близкому к оппонентам, она на нем не получит позитивной рекламы. И наоборот. Впрочем, не будем углубляться в технические моменты политических состязаний, нас интересует прежде всего экономика.

«Знаете, на самом деле даже $1 млрд. — очень большие деньги, к тому же живая валюта, — анализирует сказанное Олег Устенко. — Это одна треть транша МВФ в $3 млрд. Честно говоря, я не ожидал, что речь может идти о таких объемах средств, закачанных в страну. Но если эксперты правы и это действительно так, то нагрузка на гривню может быть смягчена…».

Еще более мрачная ситуация с бюджетом на будущий год, который, согласно закону, Кабмин обязан представить в Верховную Раду 15 сентября. Сформировать его на новой основе будет сложно и методически, и практически: на местах идет борьба за цифры, которые теперь должны поставляться «снизу вверх».

При этом очень важно не забывать, что Украину ждут не только президентская избирательная гонка, но и местные выборы. И на местах вопрос «кто станет мэром города?» порой актуальнее, чем «кто будет президентом?». В некоторых городах политическая война уже давно идет по полной программе (например, в Днепропетровске). Все это создает колоссальные бюджетные риски.

Ведь даже обывателю понятно, к примеру, что дать денег, скажем, водоканалу и не дать «дорожникам» — значит ударить по одним интересам в пользу других. А практически нигде, особенно на местах, «бесхозного» бизнеса даже на самых, казалось бы, неприбыльных участках уже давно нет. За каждым маячит некто влиятельный.

Неудивительно, что премьер-министр Юлия Тимошенко уже заявила, что бюджет на 2010 год может быть не принят до конца 2009 года. При этом она выразила убеждение, что после президентских выборов бюджет будет подписан в любом случае, поскольку «какой бы президент ни пришел, он подпишет тот бюджет, который будет готов…».

«Глубокие противоречия при формировании областных и местных бюджетов неизбежны, — считает Юрий Збитнев. — На это наслоится формирование государственного бюджета на 2010 год. Спрогнозировать, как будет развиваться эта ситуация, очень тяжело. При анализе тех или иных цифр нельзя опираться на то, что говорит правительство. Они будут ориентированы на 2010 год…»

Нынешним летом произошли очень интересные процессы в сфере занятости, на которые никак не отреагировали ни СМИ, ни тем более официальная статистика: на многих предприятиях рабочих отправили в неоплачиваемые отпуска на все лето с «прицелом» на продление «незаслуженного отдыха» еще и осенью.

"Например, „Криворожсталь“ работает три дня из пяти. „Харьковский тракторный завод и Запорожский завод „Металлист“ отправили своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, — говорит эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. — Вроде бы и не безработица. Но этих людей не содержат на сегодняшний момент ни государство, ни бизнес, потому что в вынужденном отпуске они не получают денег. Это потенциальный объем взрывоопасной социальной массы. И насколько долго им хватит денег на жизнь, сказать достаточно сложно“, — говорит он.

Внешнее окружение. Свои внутренние проблемы Украина будет решать в условиях продолжающегося мирового кризиса. Эксперты вынуждены признать, что прогнозы относительно возможного начала оздоровления американской экономики, которая должна стать „паровозиком“ глобальной ситуации в четвертом квартале текущего года, не оправдались. Все позитивные, как и негативные сигналы можно списать на колебания „внутри“ кризиса.

„Украина очень сильно зависит от мировой экономической системы, — говорит Олег Устенко. — А мировая экономическая система пока не нашла своего баланса. Об этом свидетельствует высокая волатильность (неустойчивость. — Авт.) любых показателей.

По всем фондовым индексам наблюдается характерная картина: проседание, потом небольшой рост, снова проседание и т. д. Начиная с января 2009 года происходят постоянные колебания. В марте мы уже достигли глубокого дна, потом снова поднятие и снова дно. Волатильность увеличивается. Это говорит о том, что „финального дна“ еще не было, и ожидания у бизнеса достаточно пессимистичны. Кстати, во время Великой депрессии фондовые индексы поднимались и падали несколько раз. Это является важным объяснением того, почему мировая экономика нестабильна.

Показатели цены на нефть тоже нестабильны. Здесь также наблюдается резкое падение, однако было и повышение (30 июня — до $73,5 за баррель). Как потом выяснилось, это было техническое повышение в результате действий нескольких трейдеров, которые увеличили стоимость нефти. Затем произошло падение. И на сегодня цена нефти снова приблизилась к $ 60 за баррель.

Сама по себе нефть как индикатор, конечно, важна. Она демонстрирует спрос экономики на энергетическое сырье, что свидетельствует об оживлении промышленности. Однако в данном случае колебания начались слишком рано и многих сбили с толку… “.

„Что интересно, — обращает внимание г-н Устенко, — так это поведение рынка недвижимости. С августа 2007-го по апрель 2009 года индекс S&P снизился на 30% и стал 0,7. Это так называемый home price USA — цены на дома в Штатах. В отличие от других рынков, где, как мы отметили, идет постоянное колебание, рынок недвижимости планомерно падает. И в США, и в Европе. Только в Штатах отмечается более глубокое падение, что является свидетельством пессимизма бизнеса по поводу ближайших перспектив выхода из кризиса. Можно предположить, что тенденция сохранится. А на рынках развивающихся стран она выразится в еще более глубоком проседании. В частности, в Украине. Так что стоимость недвижимости в Украине, скорее всего, будет и дальше падать…“.

„Самой актуальной темой ближайшего времени для глобальной экономики будет долговая нагрузка, — считает Василий Юрчишин. — Финансовые институты Европейского Союза во второй половине этого года ожидают получения больших ресурсов из стран Азии. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии задолжали ЕС. Этот долг совокупно оценивается на уровне $4 трлн. Краткосрочный долг, естественно, на порядок меньше, но это тоже немалая сумма. Смогут ли их заплатить страны Восточной и Юго-Восточной Азии, чьи экономики (в основном экспортно-ориентированные) страдают от падения экспорта? От ответа на этот вопрос зависит, будут ли проблемы финансового сектора ЕС меньшими, чем проблемы Америки, связанные с ипотечным падением, или нет. Фактически долговая проблема в Европе сейчас становится основной в мире … “.

Прогнозы. Самый важный вопрос — почему не сбылись прогнозы многих уважаемых аналитиков, которые раньше не ошибались? По мнению Владимира Стуса, руководителя Украинского центра стратегических инициатив, прогнозирование в нынешних условиях переживает кризис жанра: „Не работают традиционные методы не только прогнозирования на долгосрочные периоды (свыше 3 лет), но даже на краткосрочные — полгода-год, которые раньше для экспертов не представляли труда.

Давайте посмотрим на прошлогоднее лето, когда на осень прогнозировали оживление рынков и улучшение ситуации. А прошлой зимой ряд экспертов и госдеятелей давали, наоборот, апокалипсические прогнозы по возможному суверенному дефолту и курсу гривни в 20—30 грн. за доллар. Это нельзя было объяснить только психологическим фактором, в это были вовлечены серьезные системы. Данный кризис является непрогнозируемым…“, — заключает он.

„Очень многие прогнозы упираются в слово „если“. Определенные условия означают, что все очень быстро меняется, — полагает Юрий Гаврилечко. — Мне как социологу очень жаль, что за все это время в Украине не развивалась теоретическая социология. Какие перспективы ждут общество, никто точно сказать не может. Любые социологические исследования ловят не тенденции. Они ловят настроения. А настроения меняются очень быстро…“.

„Очень много всего неясного, — поясняет Олег Устенко. — Непонятно, какая будет проводиться монетарная политика; для нас как специалистов, занимающихся прогнозированием, являются пугающими заявления о необходимости дополнительных социальных выплат. Работа всех аналитиков затруднена, потому что сложно строить прогнозы при дефиците информации… “.

С ним соглашается Юрий Збитнев: „В отсутствие реальной информации мы не можем предположить, что будет. Я не верю даже своим прогнозам, и это неудивительно…“.

И все-таки каждый из аналитиков пытается по-своему увидеть будущее. Хотя бы в том секторе, где он разбирается. „На III—IV квартал 2009 года можно с большей долей вероятности прогнозировать, — говорит Юрий Гаврилечко, — что если не будет официального активного роста безработицы, то будет наблюдаться существенный рост скрытой безработицы. На сегодняшний день частный и мелкий бизнес всячески придавливается, он не сможет переварить то количество высвобожденных с крупных предприятий работников, которые будут вынуждены искать средства к существованию…“.

„Учитывая, что каждый из нас знает что-то понемножку, я бы предположил окончательно, что крупный национальный капитал станет могильщиком государства, поскольку уже сейчас занимается перераспределением собственности и должностей в регионах“, — предполагает Юрий Збитнев.

„Возрождение глобальной экономики начнется с реанимации такого явления, как Cimerica, — считает Василий Юрчишин. — Это Китай плюс Америка. Проблемы выхода из кризиса во многом связаны с тем, сработает ли этот феномен и когда…“.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.