Спад медленно уходит. Сменится периодом роста. Потом вернется. Потому, что явление природы. Как ливень. Отменить нельзя. А переждать можно. С минимальными потерями. Предварительно укрепив экономику. То есть устранив слабости, которые нынешний кризис обнаружил. И выставил на всеобщее обозрение. Как минимум их шесть. Столько и задач.
Бюджет. Цель — новое обретение профицита. Двигаться надо бы осмотрительно. Без повышения фискальной нагрузки. Чтобы не затоптать налоговым сапогом ростки экономического подъема.
Резервы правительства. Должны быть не просто восстановлены. Сразу после достижения бюджетного равновесия. Еще и увеличены в размерах. С вложением в надежные иностранные ценные бумаги. И не только. Стоило бы подумать о создании суверенного фонда. Наподобие китайского или эмиратского. С инвестированием в перспективные активы по всему миру. Дальше можно сгребать прибыль или продавать предприятия «своим» капиталистам. Выручка — в бюджет. Там лишних денег не бывает.
Тут есть еще и политика. Инвесторов везде уважают. Особенно крупных. Как и стоящие за ними правительства. За океаном, например, нас продолжают ругать. За нарушения демократии. А китайцев почти не задевают. Хотя там у власти коммунисты. Неудивительно. Поднебесная — главный кредитор американского правительства. Попробуй тронь.
Банки. Независимые специалисты годами предупреждали о тяжелых проблемах банковской системы. Не прислушались. А зря. Кризис отправил ее в нокдаун первым же ударом. Чиновники отреагировали спасательной операцией грандиозных масштабов. Результат: банки есть, а доступных кредитов нет. В случае банкротства слабаков пришлось бы выплатить определенную сумму по закону о страховании вкладов. Зато отмучились бы. Раз и навсегда. Вместо этого вбухали в два раза больше денег. Без всякого толку. А ведь финансы общие, народные. Минфин и ЦБ ими только распоряжаются. С какой стати мы должны кормить неудачников и специалистов по выводу капиталов за рубеж? Нужна чистка. Тотальная и безжалостная.
Моногорода. Проблема крайне сложная. По сути. А также потому, что мировой опыт отсутствует. Почерпнуть нечего. Ситуация чисто российская. Досталась по наследству от социализма. Довольно опасная. Ведь для социального взрыва кризис вовсе не обязателен. Может полыхнуть в любой момент. Если вдруг просядет спрос на монопродукт. Или за долги отключат электричество.
Губернаторы, конечно, могут многое. Но не все. Надо бы создать какой-то госорган. С широкими полномочиями. И таким же финансированием. Чтобы вручную перелопатить моногорода. Все абсолютно. Даже те, где пока спокойно. Поскольку «тихо» не означает «хорошо».
Внутренний рынок. Следует научиться его эффективно защищать. И по линии товаров, и по линии активов. Не нарываясь на ответные меры. И соблюдая подписанные соглашения. Остро необходимо в периоды кризисов. Когда разворачивается отчаянная схватка за скудеющий спрос.
Самые объемные документы, понятно, никогда не покроют всё пространство политических решений. У властей всегда остается свобода рук. Ею нужно сполна воспользоваться. Примерно так же, как это делают в развитых странах. Когда на вопрос «почему не пускаете?» следует ответ «а у нас законы такие». Мол, мы всего лишь чиновники. Парламенту не указ. Демократия, знаете ли… Если все равно будут приставать, запустить их в дебри отечественной бюрократии. Там за каждой дверью такие зверюги. Пожалеют, что вошли.
Путь развития. Наша страна относится к числу балованных. Матушкой-природой. Есть все. Что ослабляет рыночные инстинкты. Зачем надрываться, если из земли можно добыть что угодно? Какая экономика — такая и политика. До последнего времени власти думали не о том, чтобы что-то изменить. А о том, чтобы половчее разделить. Подарок исторической судьбы. Между капиталистами, государством и народом.
Россия тут не одинока. В том же положении находятся и другие экспортеры ресурсов. Они могут быстро развиваться. Иметь хорошие бюджеты. Повышать уровень жизни своих граждан. Но, как правило, они застревают в роли сырьевой обслуги развитых стран. Большинство правителей такой ролью вполне довольны. Но только не наши. Говорят об инновациях. И даже финансируют их. Линия абсолютно правильная. Бог в помощь.
Кризис свое дело сделал. Вывел проблемы на поверхность. Обострив до крайности. Наступил момент истины. Теперь все зависит от народов и правительств. Они-то и определят собственную судьбу. Кому — процветание. Кому — прозябание.