Главная » Финансы » Россию спасет энергетический кризис

Россию спасет энергетический кризис

Мир может захлестнуть новый кризис, на этот раз — энергетический. Такой прогноз сделало Международное энергетическое агентство (МЭА). Однако эксперты говорят, что России новая беда будет только на руку.

Не успел успокоиться финансовый кризис, как Международное энергетическое агентство предрекло миру новый кризис. Старший экономист МЭА Фатих Бироль считает, что снижение темпов добычи нефти и инвестиций в освоение новых месторождений по всему миру вызовет в ближайшие пять лет дефицит энергоресурсов. Это станет препятствием для развития экономики, в том числе из-за скачка цен на нефть, который неминуемо последует за дефицитом. Первые признаки кризиса могут начаться уже в 2011 году.

В подтверждение своих слов эксперт приводит статистику: ежегодно мировая добыча нефти падает на 6,7%, в то время как ранее прогнозировалось падение лишь на 3,7%. «Ожидаемый выход мировой экономики из кризиса окажется под угрозой из-за высоких цен на нефть, — сказал эксперт в интервью британской The Independent. — Однажды нефть кончится, и мы должны приготовиться к этому дню».

Глава Института энергетики и финансов Леонид Григорьев считает, что России высокие цены пойдут на пользу. «Бюджету страны нужны высокие цены, но Россия больше заинтересована в долгосрочных и стабильных ценах, а не в заоблачных, которые рано или поздно упадут, — сказал эксперт «Труду». — Я считаю, что энергетический кризис вполне реален, если страны не примут никаких мер». По мнению Григорьева, оптимальная цена нефти для России — 80 долларов за баррель. Между тем за последнюю неделю мировые цены на нее выросли на 10% — до 73,2 доллара за баррель.

Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров уверен, что высокие цены на нефть для России — абсолютное благо. «Бюджет страны зависит от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых, то есть чем выше мировые цены на нефть, чем лучше бюджету, — напомнил Назаров. — Даже скачки цен России не страшны, если разумно тратить и откладывать в резервный фонд».

Хроника

Мировые нефтяные кризисы

Самый крупный нефтяной кризис разразился осенью 1973-го, когда ОПЕК, в которую входили все арабские страны — члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось, прежде всего, США и их союзников в Западной Европе. Из-за этого конфликта нефть, которая ранее стоила 3 доллара, поднялась в течение следующего года до 12 долларов за баррель. Основная задача этой акции, из которой исходила ОПЕК в своем решении, — создание политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами. Нефтяной кризис оказался лакмусовой бумажкой, которая выявила истинные масштабы зависимости развитых стран Запада от цен на черное золото. Кроме того, кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза и положил начало зависимости СССР, а затем и России от поставок нефти за рубеж. Это был первый, но далеко не последний нефтяной кризис. К примеру, в 1979 году состоялся еще один довольно значительный скачок цен на нефть, который был связан с началом войны между Ираком и Ираном. Рост цен тогда остановился на отметке 38 долларов за баррель. Кроме того, в 2005 году цены на нефть подскочили до 71 доллара в связи с ураганом «Катрина», остановившим добычу нефти в Мексиканском заливе. Хотя до этого природного катаклизма цена составляла всего 53 доллара за бочку нефти. Максимальная в истории цена на нефть была зафиксирована летом 2008 года — почти 150 долларов.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.