Дмитрий Медведев, похоже, окончательно освоился в роли лидера возрождающейся супердержавы. Выступая в четверг перед журналистами накануне визита на саммит G8, глава государства заявил, что мировая финансовая система нуждается в стабильном долларе и ряде других резервных валют, включая и российский рубль. «Мультивалютный подход мы тоже считаем достаточно важным, когда при наличии стабильного, а не слабого, как сегодня, доллара имеются другие резервные валюты, которые помогают мировой экономике и отдельным государствам справиться с проблемами», — обозначил президент российскую позицию. По его словам, Россия заинтересована в увеличении доли рублевых расчетов в международной торговле энергоресурсами. Если это произойдет, то будет сделан первый шаг к приданию рублю статуса региональной резервной валюты.
Еще одним важным заявлением президента РФ стало предложение о начале реформирования международных финансовых институтов.
Вчерашнее выступление президента подтверждает предположение о том, что на саммите G8 Россия намерена сделать серьезную заявку относительно пересмотра существующей системы мироустройства, со значительным повышением собственной роли и значимости в мировой политике и экономике.
Чуть ранее, в ходе встречи с министром финансов США Генри Полсоном глава Кабинета министров РФ Владимир Путин заявил о готовности России поддержать Соединенные Штаты в их борьбе с финансовым кризисом. По его словам, Россия, которая является «самым горячим сторонником» поддержки стабильности мировой экономики, в последнее время действовала согласованно с Вашингтоном и намерена продолжать действовать так и дальше.
По мнению экспертов, суть подобной риторики заключается в желании России выступить в альянсе с США в борьбе с кризисными явлениями в экономике. Предположительно, российская риторика в поддержку США и доллара должна будет воспрепятствовать выработке членами «восьмерки» любой неблагоприятной для американской стороны позиции. Заявления Медведева о необходимости сохранения стабильности доллара полностью подтверждают подобные предположения. Вполне вероятно, что выступления с российской стороны в поддержку Соединенных Штатов и доллара продолжатся и впредь. В ответ Россия ждет от Америки поддержки либо молчаливого согласия в части реализации ее собственных амбиций, о которых президент РФ также не забыл заявить в ходе выступления.
В российских властных кругах, похоже, особой популярностью пользуется идея встраивания страны в глобальную финансовую систему. Между тем реализация этих планов невозможна без серьезного реформирования самой системы, и здесь Россия готова действовать безотлагательно. «Нужно как минимум сформулировать эти предложения (по реформированию финансовой системы) и начать переговоры о том, как эта система могла бы выглядеть. Сейчас подобные предложения готовятся рядом государств. Готовятся подобные предложения и нами», — сказал Медведев. По его словам, «ряд структур, которые являются ключевыми игроками, сегодня с этими позициями не справляются… Отсюда — идеи, которые возникли в ряде государств, о том, чтобы постараться отрегулировать эту финансовую систему по-новому».
Президент уточнил, что оптимизация системы управления мировыми финансами (Бреттон-Вудская система), основой которой является ряд созданных в 1960 — 1970-х гг. международных финансовых институтов (имеются в виду МВФ и ВБ), «не означает слома всей той архитектуры, которая создавалась десятилетиями». Подобное заявление означает, что Россия хочет сохранить один из главных принципов существования старой системы — наличие одного (или нескольких) мировых финансовых центров. Сегодня роль такого центра все еще исполняют США, но в перспективе, по мнению Москвы, к нему может присоединиться и наша страна. При этом Медведев дает понять, что МВФ, являющийся одним из важнейших звеньев Бреттон-Вудской системы и призванный поддерживать стабильность основных мировых валют и валютных рынков, сегодня явно не справляется со своими задачами.
Не исключено, что следующим шагом российской стороны станет прямая «помощь» американской финансовой системе. Теоретически она может осуществляться в виде точечных (на большее у России пока нет средств) вливаний ликвидности в особо проблемные американские структуры. Пока это выглядит довольно фантастично, но, судя по активности российских политических лидеров в деле повышения роли страны в мировой финансовой системе, довольно скоро это может оказаться реальностью.