Горючее в августе подешевеет на 5—7 процентов. Это следствие удешевления нефтепродуктов на европейском рынке. Их цена упала на 10%. Когда продавцы на Украине израсходуют бензин и дизтопливо, купленные еще по высоким ценам, — они подешевеют. В августе подешевеют бензин и дизельное топливо Запланированная паника Эксперт Сергей Куюн, исполнительный директор консалтинговой компании UPECO заявил «Известиям в Украине», что падение цен — вопрос честности продавцов. По его словам, розничные торговцы в пору сезонного повышения спроса на топливо не захотят отказываться от прибылей. Но подорожания топлива уж точно не допустят. Что же произошло на мировых рынках? Подорожание бензина, как собственно и нефти, в последнее время было процессом постоянным: каждый день сводки с мировых бирж заставляли все большее число автовладельцев оставлять свои машины в гаражах и на стоянках. После падения рынка ипотеки в США спекулятивный капитал требовал новой площадки для игры. В этом плане идеальным оказался рынок нефтепродуктов. Политика многих стран способствовала ценовым скачкам, что открывало финансистам возможность зарабатывать огромные деньги, подстегивало интерес бизнеса и увеличение потребления нефти развивающимися странами — в первую очередь, Индией и Китаем. Свою долю внесли и ученые, постоянно напоминающие, что запасы натуральных ресурсов близки к завершению. Нефть стала причиной бурной активности на биржах, но, памятуя о раздутых ценах на жилье, в определенный момент игроки, опасаясь эффекта мыльного пузыря, начали осторожнее ее покупать — спрос стал падать, а соответственно и цена. Трейдеры зарабатывают все больше Бензин на украинских заправках, по сравнению с Западом — самый дешевый. Ниже цена только в Белоруссии и России. Эксперты UPECO отмечают, что кроме последних двух стран, начальные цены для всей Европы, включая и Украину, одинаковы, но в то же время разброс очевиден. К примеру, самый дорогой бензин в Турции — один литр в пересчете на украинскую валюту туркам обходится почти в 20 гривен. В Румынии литр бензина и дизельного топлива стоит в отечественном эквиваленте 13,6 и 15,4 соответственно, а в Болгарии — 14,8 и 16 грн. В западной Европе цены еще выше. Это не значит, что розничные продавцы в Турции зарабатывают на 13 гривен на литре больше, чем украинские. Все дело в государственной политике: в той же Турции самый высокий налог на продажу топлива, на Украине же он один из самых низких. Эта ситуация помогает розничным продавцам увеличивать свои доходы, но эксперты отмечают, что затраты на содержание АЗС на Украине постоянно растут, поэтому повышение цен не является спекуляцией. Сергей Куюн заявляет: «Цена бензина и дизельного топлива, установившаяся на Украине, — объективна». Нострадамус ногу сломит Украина практически получила то, к чему стремилась, — интегрировалась в мировую экономику настолько, что стала чутко реагировать на изменение стоимости литра топлива, скажем, на заправке под Лондоном. И в будущем эта реакция будет усиливаться. Эксперты сейчас могут прогнозировать цены только на ближайшие месяц—два. Сколько будет стоить литр А-95 весной 2009 года, вряд ли кто возьмется сказать. Все зависит от мирового спроса на нефть, действий спекулятивного капитала, а также от политики, проводимой крупнейшими государствами. Что касается последней, то тут наметилась положительная тенденция. Государства отказываются от внутренних дотаций на топливо. Если большинство стран мира перейдет на установление сугубо рыночных отношений на топливных рынках, автомобили снова станут не роскошью, а средством передвижения. Справка Данные Международного энергетического агентства свидетельствуют, что нынешние цены на горючее — спекулятивны. Во втором квартале 2008 года мировой спрос на нефть составил 86,1 млн баррелей в день, добыча — 86,6 млн. Превышение предложения над спросом — 500 тыс. баррелей в день.