Субъекты РФ в 2018 году намерены значительно увеличить расходы на социальную сферу, при том что инвестиционная составляющая региональных бюджетов сокращается и вряд ли вырастет в ближайшие годы, считают опрошенные ТАСС представители региональных властей и эксперты. Дополнительным источником для развития экономики в этих условиях может стать сокращение госдолга и частичный пересмотр расходных обязательств.
Соцобязательства — на первом плане
Долю расходов на социальную сферу увеличат в 2018 году многие российские регионы. К примеру, в Удмуртии она вырастет с 63 до 69%, в Волгоградской области — с 59,9 до 62,1%, в Севастополе — с 42,6 до 49,2%. Инвестиционная составляющая бюджетов там, где заложены средства на развитие экономики, в последние годы в основном только сокращается. Заместитель председателя Совета Федерации, член комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин считает, что в ближайшие годы ее стоит рассматривать только как «остаток от выполнения всех социальных обязательств».
«Не думаю, что кто-то будет ставить инвестиции вперед выполнения социальных обязательств», — сказал Бушмин ТАСС. По его мнению, доля инвестиций, вероятно, будет увеличиваться в тех регионах, доходы в которых растут выше инфляции, однако соцобязательства будут всегда на первом месте.
Ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский отметил, что основной массе регионов сложно увеличить бюджетные расходы на инвестиции, в том числе из-за необходимости выполнять «майские указы». «Регионы, за исключением, например, Москвы, принимают бюджеты в условиях ограниченных финансовых ресурсов», — подчеркнул Чернявский.
Средства на социальную сферу
Из-за необходимости увеличивать расходы на выполнение социальных обязательств региональным властям приходится изыскивать все больше средств. Основными источниками финансирования исполнения социальных обязательств регионов по-прежнему являются собственные доходы, а также федеральные трансферты.
В Свердловской области финансирование социальных расходов в 2018 году увеличится на 3,2 млрд рублей — до 150,4 млрд, сообщила ТАСС председатель заксобрания региона Людмила Бабушкина. Это стало возможным в том числе за счет увеличения собственных доходов региона. В частности, в 2018 году поступления налога на прибыль организаций вырастут на 9,3% к прогнозу 2017 года и составят 69,5 млрд рублей.
Нередко регионы вынуждены искать средства на финансирование социальных расходов. В Марий Эл такая экономия сложилась за счет уменьшения расходов на капитальное строительство, которое не носит первоочередного характера, мероприятия инвестиционной направленности и обслуживание государственного долга, отметил глава республики Александр Евстифеев. В 2018 году в Марий Эл почти на 30% сократятся расходы на содержание госсобственности. «Данный шаг сделан нами осознанно, и он позволит деньги, высвобожденные в этой части, направить на решение первоочередных вопросов именно в социальной сфере», — подчеркнул Евстифеев.
Властям Брянской области удалось изыскать дополнительные средства, в том числе благодаря ликвидации просроченной задолженности муниципалитетов, которая копилась еще с 2011 года, сообщили в департаменте финансов регионального правительства. Дополнительные источники финансирования позволили региону не сокращать финансирование социальной сферы и запланировать на следующий год увеличение расходов на развитие инфраструктуры — последние возрастут свыше чем на треть и составят 2,1 млрд рублей.
Бюджет регионов Северного Кавказа
Социально ориентированный характер сохранят и бюджеты регионов Северо-Кавказского федерального округа. Более 70% бюджета Карачаево-Черкесии, расходная часть которого составит 23,1 млрд рублей, будет направлено на социальную сферу.
В Северной Осетии на социальные расходы планируется направить 74% расходной части бюджета — это на 2% больше, чем в 2017 году, сообщили в министерстве финансов республики. В ведомстве отметили, что Северная Осетия самостоятельно может обеспечивать финансирование своих социальных обязательств за счет налоговых и неналоговых доходов. По прогнозам, они вырастут на 15% и составят 1,43 млрд рублей.
Планируемый дефицит бюджета Чечни на 2018 год составит около 10 млрд рублей. При этом финансирование социальных обязательств идет с привлечением федеральных средств. «Федеральные трансферты составляют около 80%, регион не в состоянии за счет внутренних источников обеспечивать выполнение обязательств социального характера», — рассказал ТАСС председатель комитета парламента Чечни по бюджету Иса Бисаев. По его словам, постепенное замещение федеральных средств возможно по мере реализации в регионе крупных инвестиционных проектов.
Источники для развития экономики
Поиск средств на инвестпроекты в условиях увеличения социальных расходов для регионов становится определенным вызовом. В международной практике широко распространен выпуск регионами облигаций под окупаемые инвестпроекты. Впрочем, в России такой опыт не востребован, отмечает Андрей Чернявский. Многие субъекты Федерации делают ставку на получение помощи из федерального центра, однако условия ее предоставления в последние годы стали жестче.
«Федеральный центр софинансирует расходы регионов, в том числе инвестиционные, но с 2015 года условия предоставления субсидий ужесточились, и регионы несут очень большую ответственность за использование этих средств», — добавил Чернявский.
В Псковской области в 2018 году объем бюджетных инвестиций снизится. Это произойдет в том числе за счет завершения в 2017 году масштабных проектов — строительство лучевого каньона Псковского онкодиспансера, проектирования и строительства перинатального центра и других, рассказала ТАСС первый замначальника финансового управления региона Людмила Павлова. По ее словам, финансирование в 2018 году будет направлено на объекты с высокой степенью готовности и проекты с федеральным участием, в том числе строительство велоцентра в городе Великие Луки, реконструкцию научной библиотеки в Пскове и другие проекты.
В Удмуртии расходы бюджета на госпрограммы в сфере экономики снизились с 19% в 2017 году до 15% в 2018 году. «Для большинства отраслей экономики Удмуртии предусмотрено финансирование, достаточное для привлечения поддержки из федерального бюджета. Но это только база. Если объем дорожного фонда пока 3,9 млрд рублей, то ко второму чтению бюджета планируется увеличить его до 4,3 млрд рублей», — отметил глава республики Александр Бречалов.
По словам Бречалова, впервые Удмуртии удалось привлечь «беспрецедентно большие объемы федеральных субсидий» — 3 млрд рублей вместо запланированного 1 млрд. «Эти средства целевые и будут направлены на софинансирование соцпроектов, поддержку ряда отраслей экономики (АПК, энергетика) и инвестдеятельности», — подчеркнул глава Удмуртии. Общий объем дотаций из федерального бюджета на 2018 год составит 8,1 млрд рублей.
Он добавил, что в начале 2018 года планируется привлечь на льготных условиях 1 млрд рублей из средств Фонда развития промышленности под проекты предприятий, связанных с производством стекловолокна и композитных изделий, лесозаготовкой и лесопереработкой, производством стеклянной упаковки.
Профицит бюджета как точка роста
Сокращение госдолга регионов может стать еще одним стимулом для развития экономики или новым источником финансирования соцобязательств.
Например, в Карелии, где госдолг составляет более 23 млрд рублей, ежегодно около 2 млрд рублей тратится на его обслуживание. «На эти деньги можно было бы построить жилье всем врачам, медсестрам и обеспечить половину учителей, нуждающихся в нем», — сказал член комитета по бюджету и налогам парламента Карелии Виктор Степанов.
В Саратовской области на погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в ближайшие два года будет направлено 2,4 млрд рублей. При этом отсрочка платежа позволит высвободить 13,2 млрд рублей, сообщил ТАСС министр финансов области Александр Выскребенцев.
В Краснодарском крае профицит бюджета на 2018 год, который составляет 658 млн рублей, образовался благодаря росту доходов и оптимизации расходов, начавшейся в 2016 году, отметил министр финансов региона Сергей Максименко. Средства бюджета пойдут в том числе на строительство десяти новых школ. 500 млн рублей будет заложено в Фонд развития промышленности.
В Ставропольском крае профицит бюджета еще больше — 3,2 млрд рублей. Эти средства позволят привлекать в регион дополнительные ресурсы, сообщил журналистам председатель краевой думы Геннадий Ягубов. В частности, дополнительные 300 млн рублей из федерального бюджета пойдут на развитие системы водоснабжения в регионе. «Вопрос касается, в частности, небольших населенных пунктов, которые могли бы никогда не увидеть централизованного водоснабжения. Но такая возможность появилась благодаря тому, что у нас есть запас ресурса в профиците, который мы можем направить на софинансирование», — пояснил Ягубов.