«Газпром» подписал соглашение о принципах ценообразования на туркменский газ. С 2009 года его стоимость для России будет рассчитываться на базе европейских и украинских цен и вырастет с нынешних 0 за тысячу кубометров до 5-295. Помимо удвоения закупочных цен в условиях подорожания финансовых ресурсов «Газпром» заплатит за сохранение контроля над туркменским газом беспроцентным кредитованием ряда местных профильных проектов.
В пятницу в ходе рабочего визита председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера в Туркмению были подписаны два базовых соглашения по новой схеме закупок газа. Речь в них идет о принципах ценообразования и предусматривает, по словам господина Миллера, переход на рыночные принципы формирования цен в рамках долгосрочного контракта «Газпрома» с Туркменией до 2028 года. Второе соглашение обязывает «Газпром» предоставить беспроцентные кредиты под различные туркменские проекты.
Высокопоставленный чиновник уточнил «Ъ», что проекты соглашения о принципах ценообразования предусматривают разную базу для расчета формулы цены. В первом случае базовой считается смесь среднеевропейской оптовой цены на газ, цен на внутреннем рынке Украины и на юге России в равных пропорциях, то есть по 33% — за предыдущие шесть месяцев. Во втором варианте ценовая база состоит из оптовых цен на газ в Европе и на Украине в соотношении 50 на 50. Из этой базовой цены, пояснил собеседник «Ъ», вычитаются операционные расходы на транспортировку и «вводятся многочисленные коэффициенты».
Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» считает, что «при любом варианте „Газпром“ ничего не теряет, так как переложит дополнительные расходы при покупке газа на Украину». В зависимости от того, включена ли в формулу низкая стоимость газа на юге России ($70-80 за тысячу кубометров), при нынешней средней цене в Евросоюзе $ 410, по расчетам эксперта, закупочная цена в Туркмении может составить в 2009 году $225 или $295 за тысячу кубометров. В первом случае «Газпрому» придется заплатить за туркменский газ на $9,45 млрд больше, чем в этом году, во втором — на $12,4 млрд.
Однако это не все дополнительные расходы. Как передало туркменское государственное телевидение, «Газпром» будет финансировать и строить газотранспортные объекты и обустраивать газовые месторождения в стране. «Достигнуты договоренности о финансировании и строительстве „Газпромом“ новых магистральных газопроводов с востока страны, обустройстве месторождений и об увеличении мощности туркменского участка Прикаспийского газопровода до 30 млрд кубометров»,— подтвердил Алексей Миллер. О сумме кредитования официально не сообщалось. По расчетам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, перечисленные проекты обойдутся в $4-6 млрд. «Газпрому», по мнению эксперта, придется занять их на рынке под 6-8% годовых, то есть в год монополия подарит Туркмении до $240-480 млн.
Зато Россия фактически сохранит контроль над экспортом туркменского газа. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов на встрече с Алексеем Миллером подтвердил сохранение курса дружбы с Россией. Он напомнил о своей встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым 4-5 июля и заверил, что «„Газпром“ был и остается ведущим стратегическим партнером Туркмении». Топ-менеджер «Газпрома» рассказал «Ъ», что переговоры с Туркменией были сложными, заместитель председателя правления российской газовой монополии Валерий Голубев всю предыдущую неделю уточнял в Ашхабаде детали соглашения. «Там было несколько вариантов, не знаю, который из них подписали,— пояснил собеседник „Ъ“.— Туркмены торговались до последней минуты. Думаю, Алексей Миллер был вынужден пойти на определенные уступки, чтобы скупить весь газ и выполнить политические договоренности между Москвой, Ашхабадом и Киевом». Это был третий с начала лета визит делегации «Газпрома» в Туркмению.
Однако договоренности нельзя назвать однозначно кабальными для «Газпрома». В начале года источники в правительстве Туркмении говорили о планах продавать газ по $350-360 за тысячу кубометров. Поэтому снижение цены даже до $290 за тот же объем можно назвать улучшением ситуации. В этом случае беспроцентный кредит обойдется монополии значительно дешевле, чем одномоментный переход на среднеевропейские цены в торговле со странами Средней и Центральной Азии. «Главным вопросом остается то, на какой период установлена такая формула. От этого зависит, сколько времени будет у украинской экономики, чтобы адаптироваться к рыночным условиям»,— уточняет Валерий Нестеров.
В то же время Михаил Корчемкин называет достигнутые в пятницу договоренности «вложением политического капитала, потому что прибыли от перепродажи туркменского газа у „Газпрома“ может и не быть». Такую политику эксперт считает рискованной — после создания «Газпромом» транспортной инфраструктуры Ашхабад может согласиться на строительство европейского газопровода Nabucco в обход России и с появлением выбора экспортных маршрутов будет и дальше повышать цену на газ. «С этого дня дешевого газа в регионе больше нет, поскольку „Газпрому“ придется дать такие же условия Казахстану, который расположен между Туркменией и Россией,— полагает Михаил Корчемкин.— Может быть, и Узбекистан захочет беспроцентных денег, но его можно и обойти». Единственное, что, по мнению эксперта, может сыграть на руку России, это тот факт, что закупка туркменского газа в полном объеме одним «Газпромом» может подогреть мировой нефтегазовый рынок и подстегнуть цены.