На первый взгляд, все идет нормально: принят пакет антикризисных мер, готовится новый вариант Бюджета-2009, активно обсуждаются пути решения финансовых проблем, правительство осуществляет новые внешние заимствования для стабилизации экономики. Все это активно обсуждается как в прессе, так и в политикуме, порождая волну слухов и домыслов, которые в свою очередь формируют новую, антикризисную мифологию. Миф первый: Бюджет-2009 решит проблемы финансовой стабилизации и спада в экономике. Реальность: да, принятие Бюджета есть необходимое, и при этом, отнюдь не достаточное условие для спасения ситуации. Бюджет – это финансовый инструмент. В период кризиса он должен быть ориентирован на выполнение целого ряда дополнительных (по сравнению со стабильным периодом задач). А также принят вовремя! То есть до Нового Года. Также Бюджет должен включать в себя приоритетные программы финансирования отраслей хозяйствования и направлений в госполитике. Что же происходит сейчас? Проект нового Бюджета 2009 Правительство должно было представить 27.11.2009 г. Сейчас уже декабрь. Проекта до сих пор нет. Из всего перечня возможных программ сейчас активно обсуждается в СМИ только одна – строительство дорог. По словам премьер-министра, всего должно быть построено 3,5 тыс. км. автодорог, 239 путепроводов и 94 моста и 2 тоннеля. Общая стоимость этих проектов составляет 118 млрд.грн. Непонятно только, на какой период рассчитаны эти проекты, и для каких целей будут строиться дороги и путепроводы – в рамках подготовки к Евро-2012, в рамках реализации концепции «Украина – транзитное государство»? Ответов пока нет. Следует также отметить, что, учитывая тенденцию увеличения размеров госбюджета, а также принимая во внимание показатель инфляции в 2008 году, вряд ли следует рассчитывать, что Бюджет 2009 будет намного больше чем 300–350 млрд. грн. Следовательно, в замысел потратить трети Бюджета только на строительство дорог сложно поверить. Но упоминаний об иных программах пока нет. Согласно положениям принятого антикризисного закона Бюджет 2009 должен быть бездефицитным. Однако 26 ноября на заседании Правительства премьер-министр заявила: «Сегодня подписано соглашение с Всемирным банком на привлечение на 30 лет 3 млрд. грн. для покрытия планового дефицита бюджета и это самое лучшее заимствование из тех, которые брали правительства для покрытия дефицита госбюджета, поскольку стоимость этих денег до 5 % годовых и на 30 лет». Какой именно дефицит имелся в виду? Ведь ранее, министерство финансов сообщало: за 10 месяцев 2008 года Бюджет перевыполнен на 6,5%, дополнительно в Бюджет поступило – 9,1 млрд. грн. Возникает несколько вопросов: будет ли за ноябрь-декабрь потрачены эти 9,1 млрд. грн. и еще не хватить 3 млрд. долларов США, чтобы покрыть дефицит? Или же дополнительными поступлениями закроют расходы этого года, а кредит покроет издержки Бюджета 2009? Ясности пока тоже нет. Понятно одно: набрав кредитов почти на 20 млрд. долларов США – Украина на данный момент не имеет четкого и прозрачного для граждан плана по их использованию. Миф второй: принятие пакета антикризисных законов поможет скорейшему выходу из кризиса. Реальность: да, помочь выйти из кризиса такое действие может, но только в случае наличия сбалансированной программы по выходу из кризиса (должны быть разработаны концепции, стратегии). В противном случае единичные меры или даже принятие пакета законов разнонаправленного действия ни к чему не приведут. Напомним, что на данный момент принят только один закон. Это Закон Украины «Про первоочередные меры по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины ». Он имеет весьма общую и декларативную форму: • ни одного приоритета в порядке финансирования в нем не прописано; • сроки по выполнению закона (один месяц на подготовку Правительством всех необходимых изменений в нормативную базу) явно не реальные; • требование к Правительству подготовить бездефицитный проект Бюджета 2009 кажется мало выполнимым в текущей ситуации. Практически все меры, предусмотренные этим законом, касаются исключительно финансовой и фискальной политики. Этот закон не связан ни с одной государственной или правительственной программой, кроме как в порядке участия государства в капитализации банков. Создание Стабилизационного Фонда в 50 млрд. грн. за счет внеплановых поступлений от приватизации и размещения государственных ценных бумаг выглядит просто смешным на фоне следующих фактов: • Фонд государственного имущества Украины в 2008 г планово дал Бюджету 2008 за 9 месяцев своей работы только 380,07 млн. грн.; • фондовый рынок Украины упал более чем на 70 %; • международное рейтинговые агентства в течение года постепенно снижали кредитный рейтинг Украины, и в ноябре остановились на показателе «негативный». Полное отсутствие единой программы (концепции или стратегии) по выходу из кризиса может привести к принятию в дальнейшем таких же по качеству законов – возможно, хорошо проработанных тактически, но при этом достаточно разноплановых и мало связанных между собою. Кроме того, на данный момент в Парламент подаются законопроекты, принятие которых может не только не улучшить ситуацию, но и усугубить ее. Например, «Проект Закона про внесение изменений в статью 7 Закона Украины «Про налог с доходов физических лиц (относительно изменения ставки налога) » предусматривает возврат к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. В условиях кризиса это может привести к следующему: • с целью минимизации нагрузки на фонд оплаты труда будет запущен процесс массовой «конвертизации» зарплат; • снижение уровня средне заработной платы приведет к уменьшению доходов как местных бюджетов, так и бюджета Пенсионного фонда; • как следствие из вышеперечисленного – повысится нагрузка на госбюджет (увеличатся объемы межбюджетных трансфертов для погашения дефицита платежного баланса). Следует заметить, что в условиях стабильности – внедрение прогрессивной шкалы налогообложения могло бы стать абсолютно обоснованным шагом. В условиях финансового кризиса и роста задолженности по зарплате увеличение нагрузки на фонд оплаты труда – это еще один шаг на пути к безработице. Миф третий: избрание спикера Парламента позволит ускорить процесс принятия антикризисных мер. Реальность: да, избрание спикера может помочь, но только не в принятии, а в подписании законов. Поскольку спикером должен избираться представитель коалиции, без ее создания легитимность всех подписанные им законы может быть оспорена в Конституционном Суде Украины. А значит, ускорение может оказаться мнимым. Миф четвертый: создание новой парламентской коалиции выведет страну из кризиса. Реальность: безусловно, создание новой правящей коалиции может помочь вывести Украину из кризиса. Вопрос заключается в сроках и возможности создания новых договоренностей между элитами. Любой новый формат коалиции предполагает изменения в Правительстве. Пока будет происходить формирование нового Правительства – опять-таки будет идти время. Как минимум, еще 2 месяца потребуется на подготовку нового варианта Бюджета 2009. При этом возврат к старой коалиции также представляется маловероятным. Возникает патовая ситуация, которая может разрешиться двумя путями: созданием временной (ситуативной) антикризисной коалиции или перевыборами. Миф пятый: перевыборы нам помогут… и, хотя в этом миф с каждым днем верит все меньше людей, он продолжает жить и влиять на политику. Реальность: возможно, перевыборы и помогут, вопрос лишь, когда и при каких условиях. Реальную помощь перевыборы могли бы принести в случае безоговорочной поддержки более чем половиной всех избирателей какой-либо политсилы (партии, блока). На данный момент социологические прогнозы такой ситуации не показывают. Да, можно не верить социологам, но и тогда остается еще одна очень важная проблема – время. В условиях кризиса это не просто деньги, а большие деньги. Даже если представить, что перевыборы объявляются завтра, простой подсчет дает следующие цифры: • предвыборная кампания длится 2 месяца; • новый состав Парламента собирается на первую сессию не позднее одного месяца после даты выборов; • в течение одного месяца формируется коалиция; • поскольку регламент работы Парламента не действует на данный момент, на избрание председателя Парламента может понадобиться еще как минимум месяц; • новое Правительство формируется в течение двух месяцев; • как минимум месяц оно входит в курс дел и проводит кадровые перестановки. Итого: 6-8 месяцев до начала нормальной работы. Даже если представить себе, что параллельно с формированием новой коалиции и согласованием персонального состава Правительства будут разрабатывать антикризисная стратегия и подготавливаться новый Бюджет, то ранее, чем в сентябре 2009 года они не будут приняты. Напомню: к тому времени кредит МФВ будет лежать без дела уже 10 месяцев… За рамками статьи осталось еще достаточно много различных антикризисных действий и инициатив, таких как: • предоставление НБУ физическим лицам возможности погашать проценты по валютным кредитам в гривнах; • инициатива Министерства финансов по предоставлению физическим лицам возможности погашения 3/5 тела валютного кредита по фиксированному курсу 5,05 грн. за 1 доллар; • инициатива Конфедерации работодателей Украины по временному мораторию на применение уголовного наказания против руководителей предприятий, не имеющих возможностей выплатить заработную плату вовремя. Однако на данный момент все факты свидетельствуют о том, что единой программы по выходу из кризиса у Украины нет. К сожалению, это реальность, а она не всегда отвечает прогнозам и вносит свои коррективы. Очень бы хотелось надеяться, что от разговоров, деклараций и заявлений власть перейдет к осознанным и планомерным действиям. В противном случае очень велика вероятность повторения ситуации 1992-1994 года. Тогда кризис продлится явно дольше, чем обещанные большинством экспертов 1,5 года. И причины этого кризиса в Украине будут уже сугубо внутренними.