Мировой финансовый кризис уже привел к падению производства и росту безработицы в России. Однако до поры до времени чиновники избегали слова «рецессия» по отношению к экономике страны. Замалчивание закончилось 12 декабря, когда заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заявил, что Россия уже находится в состоянии рецессии.
По словам чиновника, экономика России будет переживать спад два квартала подряд – именно такой срок позволяет говорить о технической рецессии. Кроме того, расчеты Минэкономразвития показывают, что кризис в стране будет продолжаться и в 2009 году. «Боюсь, двумя кварталами это не закончится», — цитирует слова Андрея Клепача агентство «Интерфакс».
Спад в экономике России начался в то время, когда мировой финансовый кризис достиг своего пика. Точных данных по тому, как именно ВВП страны снизился в последние месяцы пока нет, однако Клепач уже заявил, что по итогам года общий рост экономики страны составит менее 6,8 процента. Позднее 12 декабря премьер-министр Владимир Путин подтвердил данные чиновника, объявив, что ВВП в стране по итогам года вырастет приблизительно на шесть процентов. Для сравнения, за первые шесть месяцев ВВП, согласно данным Росстата, поднялся на восемь процентов.
Выступление Клепача доказывает, что его ведомство провалило работу по всем своим прогнозам, данным на 2008 год. Например, то, что инфляция не уложится в рамки, установленные чиновниками, стало понятно еще осенью – и это даже несмотря на несколько «корректировок» прогноза в течение года.
С ВВП же для Минэкономразвития вышло еще хуже. В конце октября на совещании с президентом Дмитрием Медведевым глава ведомства Эльвира Набиуллина публично объявила, что по итогам года ВВП точно вырастет не менее чем на семь процентов. Теперь Набиуллиной наверняка придется оправдываться перед премьер-министром, причем не за сам спад в производстве, а за неверное прогнозирование.
12 декабря Андрей Клепач рассказал о пересмотре еще одного макроэкономического показателя. По данным заместителя министра, по итогам 2008 года промышленное производство в стране вырастет всего на 1,9 процента, хотя за 10 месяцев оно поднялось на 4,9 процента. Это означает, что в ноябре и декабре было зафиксировано весьма значительное падение одного из важнейших показателей в стране.
Обратное движение
Признание рецессии в экономике России практически совпало по времени с заявлением рейтингового агентства Moody's о том, что прогноз по рейтингу страны пересмотрен с „позитивного“ до „стабильного“. Таким образом, за последние месяцы все три крупнейших рейтинговых агентства уже отреагировали на ухудшение экономической ситуации в России.
Так, Standard & Poor's понизило не только прогноз по рейтингу до „негативного“, но и понизило сам рейтинг до уровня „ВВВ“. Это случилось в начале декабря, когда правительство уже более или менее определилось с мерами по поддержке экономики. Их в Standard & Poor's сочли недостаточными для того, чтобы суверенный рейтинг продолжал находиться на уровне „ВВВ+“.
В Fitch рейтинг страны пока не понижали, но прогноз по нему с 10 ноября 2008 года – „негативный“. Это означает, что в ближайшее время и Fitch может опустить свою оценку кредитоспособности России.
Свои решения все три агентства обосновали фактически одинаково. В первую очередь, они отметили резкое снижение международных (золотовалютных) резервов страны, которые еще в августе составляли почти 600 миллиардов долларов, а к началу декабря не превышали отметки в 450 миллиардов долларов. Большая часть средств пошла на сдерживание падения курса рубля. В то же время приток денег в резервы практически прекратился: цены на нефть на мировом рынке резко упали, что не дало возможности российскому бюджету получить сверхприбыли от экспорта углеводородов.
Никакой реакции
Удивительно, но российские фондовые индексы практически не отреагировали ни на одно из всех перечисленных событий. Так, когда Standard & Poor's понизило суверенный рейтинг России, РТС и ММВБ уверенно росли, предпочитая реагировать на западные, а не на российские новости.
12 декабря произошло все то же самое с той только разницей, что из-за рубежа на местный рынок пришли негативные новости. В итоге за первые минуты торговой сессии РТС и ММВБ упали приблизительно на три процента. Когда Андрей Клепач заявил о рецессии, российские индексы остались на том же уровне и продержались на нем вплоть до новостей от Moody's.
После этого падение РТС и ММВБ ускорилось, но оно могло быть связано не только с внутрироссийскими новостями. Дело в том, что обвал котировок произошел и на европейских биржевых площадках, где индексы снизились на четыре-пять процентов из-за того, что Конгресс США пока не поддержал план спасения крупнейших автопроизводителей.
Обычно среди причин, по которым инвесторы на РТС и ММВБ больше следят за мировыми, а не российскими событиями, называют две. Во-первых, отрицательные новости о состоянии дел в отечественной экономике уже во многом заложены в стоимость акций российских компаний, ведь они в разы подешевели еще до того, как их затронул кризис. Во-вторых, не стоит забывать и участия в торгах на бирже ВЭБа, который при первой возможности старается поднять фондовые индексы, обеспечивая спрос на ценные бумаги.
Рефлексия о рецессии
Само по себе слово „рецессия“, употребленное по отношению к экономике России, не должно автоматически приводить к панике. В конце концов, о наступлении рецессии уже заявило большинство самых крупных стран мира. Так, в последние месяцы в этом состоянии оказались экономики Германии, Испании, Италии, Швеции, Японии и ряда других стран. В США же рецессия началась еще в декабре 2007 года. Правда, известно об этом стало только через год, так как в Соединенных Штатах определяют рецессию на основе большого количества макроэкономических показателей, и на их анализ обычно нужно много времени.
Снижение рейтинга тоже не должно особенно беспокоить как профессиональных инвесторов, так и обычных россиян. Дело в том, что осенью 2008 года рейтинг был снижен у многих стран мира, в особенности Восточной Европы. Кроме того, значение таких рейтингов в условиях кризиса значительно упало. Ведь фактически высокий рейтинг нужен для того, чтобы занимать средства на мировом рынке под низкие проценты. Однако сейчас сложилась такая ситуация, что кредит взять вообще невозможно – ни под какие проценты. В случае же кредитов из Международного валютного фонда и Всемирного банка (которые Россия пока брать все равно не намерена) ставки определяются в значительной степени не рейтингами агентств, а условиями двусторонних договоров.
Тем не менее, и преуменьшать значение прогноза Минэкономразвития, а также заявлений международных рейтинговых агентств, не стоит. Они весьма наглядно указывают на то, что кризис еще очень далек от завершения, а Россия не только не является „островком стабильности“ в мире, но и может пострадать от него значительно больше других стран. Особенно тех, для кого низкие цены на нефть и бензин – это хорошая новость, а не плохая.