Во многих странах в результате кризиса цены снизились, но у России свой путь. И, надо сказать, это шествие нельзя назвать триумфальным: инфляция в нашей стране побила мировой рекорд.
Эксперты Международного валютного фонда собрали данные об инфляции в 11 крупнейших странах за период с декабря 2007 г. по декабрь 2008 года. Результаты неутешительные: показатель России составил 13,3%. В Японии, для сравнения, инфляция держится на уровне 0,4%.
«Серебряным призером» сомнительного соревнования стала Индия с 9,7%, «бронзу» взяла Бразилия с 5,7%. Уровень инфляции в Великобритании составил 3,1%, в Канаде — 1,2%, в Германии — 1,1%, во Франции — 1%. В США в этот же период наблюдалась дефляция — 0,1%.
Остановить рост цен в ближайшее время, к сожалению, не получится. Об этом в начале февраля заявил столичный мэр. «К сожалению, мы не можем сказать, что год будет годом стабильных цен. Цены будут подрастать, будет меняться курс доллара», — признал московский градоначальник, добавив, что столичное правительство может скорректировать стоимость продуктов питания за счет городских запасов мяса и овощей. У Москвы есть возобновляемый продовольственный запас, а в этом году было закуплено заметно больше продуктов, чем в прошлом. Наряду с обязательными запасами мяса, сахара, зерна и сливочного масла, были сделаны запасы растительного масла, макарон и чая.
Герман Греф, выступая на экономическом форуме «Россия-2009», выразился более сурово: банкир не исключает, что по итогам текущего года инфляция может составить 20% — 30%. Это объясняется тем, что Стабфонд будет задействован "по полной программе": по большей части средства направят на поддержку исполнения бюджета. Если же направить эти средства в экономику, например, на поддержку ипотечного сектора, то тогда-то инфляция и покажет свои зубы.
Одной из основных тем для обсуждения в правительстве стал предельный дефицит бюджета при самом неблагоприятном сценарии. Если удастся сохранить его на уровне 13% или 15%, „это будет счастьем“, уверен финансист.
По предварительным прогнозам, потери в финансовом секторе составят порядка $3 триллионов. Именно поэтому председатель правления крупнейшего государственного банка не согласен с тем, что кризис предоставляет новые возможности, и призывает экономистов к адекватной оценке трудностей.