При этом объем остатков на ЕКС резко сократился именно в феврале, пишет «КоммерсантЪ-Украина».
Если в январе средний остаток средств на ЕКС был не ниже 6,296 миллиарда гривен, то в феврале упал почти с 8 миллиардов гривен (данные на начало месяца). Объем средств в пределах 1,7-2,7 миллиарда гривен оставался на ЕКС почти полгода в 2003 году. Начиная с 2004 года он постоянно рос – наибольший уровень в 18,5 миллиарда гривен был достигнут в 2006 году. Необычно резкое сокращение объема средств произошло лишь 27 декабря 2007 года – до 1,499 миллиарда гривен, но уже 28 декабря на счете было 4,169 миллиардов гривен.
Остатки средств у государства оказались минимальными не только в абсолютном значении, но и в относительном. В 2003 году 2,4 миллиарда гривен составляли 4,4% годового дохода бюджета, в 2009 году – рекордно низкий 1%. И только продажа 16 февраля Минфином пятилетних ОВГЗ под 15,6% годовых, плата за которые поступила 17 февраля, позволила правительству незначительно повысить остатки на ЕКС – до 4,059 миллиарда гривен (по состоянию на утро вчерашнего дня). В Минфине и Госказначействе не смогли прокомментировать резкое снижение остатков на ЕКС, отметив лишь, что «идет нормальный процесс выполнения бюджета». По данным Госказначейства, к 16 февраля из плана текущего месяца в размере 12,2 миллиарда гривен в бюджет поступило лишь 4,2 миллиарда гривен, или 34,6%. Вполне возможно, что сокращение средств на ЕКС вызвано превышением расходов бюджета над доходами. В Госказначействе этого не признают. «Сокращение средств на счете казначейства не связано с тем, что тратится больше денег, и не говорит о присутствии рисков выполнения бюджета»,– сказал источник в Госказначействе. Первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак о минимальном объеме средств на едином казначейском счете узнал от журналистов и пообещал разобраться.
Эксперты уверены, что правительство тратит оставшиеся у него деньги, не имея реальных доходов. «Казначейский счет необходим для того, чтобы покрывать ликвидность. В данной ситуации есть гарантированные обязательства, но нет гарантированных доходов, поэтому и будут возникать проблемы с проплатами»,– утверждает директор центра «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. По его словам, доходную часть бюджета выполнить невозможно, что подтверждает падение промышленного производства. «Кто-то будет платить налоги, но не в таком объеме»,– добавляет он. Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь прогнозирует, что правительству все же придется урезать расходы.
Манипуляции с ЕКС уже дали повод Партии регионов говорить об очередном «включении печатного станка» – благодаря эмиссии НБУ были выкуплены облигации Минфина. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Николая Азарова, правительство уже начало расходовать средства местных бюджетов, забирая их с ЕКС и пользуясь нормой Бюджетного кодекса о том, что местные органы власти должны хранить свои деньги на ЕКС.