На наших с вами глазах вершится то, о чем восемь лет назад написал в своей книге «Большая шахматная доска» политолог с мировым именем Збигнев Бжезинский. Он еще в 2001 году прогнозировал, что: к 2005 году Украина начнет поэтапно рвать свои связи с Россией; к 2010 году Украина интегрируется в ВТО; до 2010 года на мировой арене заявит о себе государство, которое будет играть не меньшею роль в мировой политике, чем США и Россия. Это – Китай.
И вот, после заседания стран «Большой восьмерки», которое состоялось на прошлых выходных в Риме, эксперты всерьез заговорили о том, что Китаю для постепенной экономической экспансии уже не нужна даже поддержка ведущих мировых финансовых структур. Речь идет о Всемирном банке и Мировом валютном фонде. Дело в том, что представители этих структур сделали китайцам на День Святого Валентина (встреча «Большой восьмерки» проходила именно 14 февраля) заманчивое предложение. А именно: они хотят взять в долю Китай при распределении финансовых потоков Всемирного банка и МВФ. На это глава китайского правительства Вэнь Цзябао отреагировал сдержанно — поблагодарил и … пока что отказался. Мировые финансисты предлагают Китаю в обмен на его доллары участие в долях МВФ и Всемирного банка Итак, министры финансов стран «Большой восьмерки» 14 февраля 2009 года приняли документ, в котором содержатся предложения самых сильных государств мира по восстановлению доверия к глобальной финансовой системе и возобновлению нормального функционирования рынков. В документе говорится о необходимости незамедлительных мер по реформе финансовой системы: «Мировой кризис высветил фундаментальную слабость международной финансовой системы и то, что необходимы срочные реформы. Стабилизация финансовых рынков и экономики является приоритетом. Для восстановления доверия необходимо продолжать поставлять ликвидность». То есть министры финансов и представители центральных банков стран «Большой восьмерки» дали добро на то, чтобы мировые финансовые институты, такие, как Всемирные банк и МВФ, продолжали кредитовать экономики разных стран мира.
Но еще теперь страны «Большой восьмерки» дали добро и на реформы в международных финансовых институтах. В первую очередь решили сосредоточиться на изменениях в Международном валютном фонде – организации, близкой к ООН. «Мы считаем, что реформированный МВФ, наделенный дополнительными средствами, может стать ключевым звеном для гибкого и эффективного противостояния текущему кризису. «Большая восьмерка» призывает к борьбе с протекционизмом и началу проведения скоординированных и поддерживаемых разными государствами мер по преодолению мирового финансового и экономического кризиса», – говорится в докладе.
На это живо отреагировали в США, которые являются одним из главных финансистов МВФ. И хотя официальных заявлений из Белого дома еще не последовало, крупные аналитические издания мира уже написали о том, что в 2009 году при поддержке Барака Обамы в кратчайшие сроки будет проведена реформа МВФ. Предусматривается пересмотр системы квот участия стран в капитале фонда.
На сегодняшний день в МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. То есть, уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, и голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ распределяются именно исходя из размеров этих квот. При этом самым большим количеством голосов в МВФ обладает США, давая ежегодно 17,5 % от уставного капитала (доля других крупных стран: Германия – 5,53 %; Япония – 6,3 %; Великобритания – 4,98 %; Франция – 4,98 %; Саудовская Аравия – 3,45 %; Италия – 3,09 %; Россия – 2,8 %). На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % от количества членов Международного валютного фонда, приходится лишь 39,75 %.
Как видим, формула расчета квот участия в МВФ сейчас не имеет отношения к реальным показателям экономики стран. Предусматривается, что вследствие реформы, о которой говорили в субботу на встрече «Большой восьмерки», ряд европейских государств уменьшат свою долю в капитале МВФ в пользу Китая.
Почему европейцы и американцы так мечтают о том, чтобы Китай начал использовать свои валютные резервы для оживления МВФ и Всемирного банка? Дело в том, что Китай на данный момент имеет в своем распоряжении столько долларов, сколько не составляют бюджеты всех стран Европы вместе с США. Приглашая Китай тратить эти деньги, мировые финансисты рассчитывают таким образом собрать инфляционный запас долларов в мире.
Глава китайского правительства Вэнь Цзябао заявил, что готов выделить дополнительные средства на преодоление спада мировой экономики и будет сохранять курс юаня стабильным. Но он пока что отказывается использовать валютные резервы КНР для оживления МВФ и Всемирного банка. Это многих экономистов пугает. Ведь государственный долг США составляет 10 триллионов (!) долларов, и около 70 % этого долга припадает на Китай. И мечта мировых финансистов – изъять у Китая при помощи МВФ и Всемирного банка часть долларов для того, чтобы ими же начать расплачиваться за государственный долг США.
Однако что мировые финансисты могут предложить Китаю в МВФ и Всемирном банке? Лоббирование инвестиций китайских компаний. То есть Украина, которая задолжала МВФ более 20 миллиардов долларов (это с процентами), должна будет расплатиться. И может это сделать, к примеру, продавая свою собственность (заводы, дороги, недвижимость и т. д.) компаниям, на которые будут указывать в МВФ. Этими компаниями могут стать китайские – в случае, если Китай все же согласиться начать тратить свои доллары на МВФ.
Почему китайцы так долго думают над предложением? Потому что трупы их коллег сейчас проплывают по финансовой реке, на берегу которой они греются, жмурясь от ласкового солнца. Да, да, в то время как все страны переживают нехватку валюты (страны Европы, Россия, США, в том числе и Украина), у Китая ее набралось очень много. Китайцы посчитали: финансовый кризис будет длиться в мире еще два, может даже три года… За это время можно самим, без помощи МВФ, попробовать успеть скупить все инвестиционно привлекательные объекты (пока у остальных на это не хватает денег). А уже потом – тратить деньги на сам МВФ и Всемирный банк.
Но олигархам, которые держат МВФ, все равно сейчас есть что предложить Китаю: по итогам кризиса 2008-2009 года очень много стран мира им задолжают. В том числе и Украина. Соответственно, если сейчас Китай поделиться с Украиной деньгами через МВФ, то через два года будет через МВФ скупать в Украине прибыльные объекты.
Так что в Китае пока что решают: самим пробовать заходить со своими инвестициями в Украину (как Лакшми Миталл с «Криворожсталью»), или же привлекать посредников – МВФ? В любом случае, китайские инвестиции ждут Украину уже в ближайшие годы. А Украина уже готова к инвестициям из Китая? Мудрая пословица говорит: мысли глобально, действуй локально. А вот украинские политики сейчас поступают совсем наоборот. Мы поинтересовались у них: рады ли они принимать инвестиции из Китая? И готова ли к этому Украина? Николай Катеринчук, НУ-НС: «Украина вообще сейчас не готова к приему каких-либо инвестиций. И не случайно Премьер-министр понимает всю опасность ситуации, связной с инвестиционным климатом. Это – прежде всего вопросы судебной власти, непонятной налоговой системы, не стимулирующей инвестиции, коррупция, связанная с инвестиционными проектами. Поэтому перед Тимошенко сейчас поставили задачу по приходу в Украину инвестиций в размере 150 миллиардов долларов. Для этого нужно очень много изменить, и я надеюсь, что новый состав правительства, особенно его экономический блок, позволят повлиять на инвестиционный климат. По крайней мере, налоговый кодекс от НУ-НС – это попытка создать более инвестиционно привлекательную среду». Петр Цибенко, КПУ: «Для меня не имеет значение национальная принадлежность инвесторов. Меня интересуют лишь условия, на которых они готовы прийти в Украину. Если эти условия приемлемы для Украины, то почему бы и не китайцы? Ведь деньги, которые приходят из той или иной страны, не имеют национальной окраски, а лишь содержат инвестиционный интерес. Поэтому я в этом не вижу ничего страшного. Главное – чтобы условия для Украины были приемлемыми». Богдан Губский, БЮТ: «Готова. Украина готова принимать любые инвестиции. При этом даже изменения никакие не нужны». Анна Герман, ПР: «Однозначно нужно вводить льготы для инвесторов – им необходимы хорошие условия. Такие, которых не имеют те страны, с которыми мы конкурируем за инвестора. Потому что сейчас не так много стран спешат к нам со своими деньгами. На данный момент отсутствие денег – это большая проблема.
Нужно думать не только об иностранных инвесторах, но и об инвесторах в середине страны. Об отечественных инвесторах, которые тоже станут больше инвеститоровать, когда будут соответствующие условия. В первую очередь нужно подумать об уменьшении налогового давления на средний и малый бизнес. Этот вопрос войдет в систему подходов Партии регионов, которые сейчас корректируются. Мы имеем свое виденье выхода из кризиса и соответствующие разработки законопроектов, создали рабочую группу, которая будет корректировать наши подходы, и скоро мы их обнародуем. Инвесторов пугают не только высокие налоги, но и коррупция среди чиновников. Потому что коррупция, с которой сталкивается инвестор, чтобы решить самый элементарный вопрос в Украине, отталкивает многих, кто хочет вложить здесь свои деньги». Олег Зарубинский, Блок Литвина: «Что значит, готова ли Украина к инвестициям из Китая? Нужно делать все для того, чтобы эти инвестиции приходили. Я считаю, что ничего страшного нет в том, чтобы это были китайцы или индусы. Посмотрите, сколько инвестиций входит в США из других стран! Не будем говорить о нынешнем этапе, а вообще. Например, японцы владеют крупнейшими предприятиями и фирмами, которые в общественном создании американцам представляются исконно американскими. Так что все нужно делать для прихода в Украину прозрачных прямых инвестиций. Подчеркиваю, именно прямых инвестиций».
Оказалось, что у депутатов наблюдается единое радушие – они в ожидании иностранных инвесторов. И совершенно не видят ничего плохого в том, что китайцы станут акционерами прибыльных предприятий Украины. При этом олигарх Богдан Губский, который, по слухам, является украинским бизнес-партнером мирового финансиста Джорджа Сороса, нам честно подтвердил: для прихода инвесторов в Украине все действительного уже готово – и ничего можно даже не менять. Что ж, Губский имеет обширный опыт привлечения финансовых инвестиций. Поверим его словам?..