В последние недели Россия применила свое предполагаемое финансовое влияние для того, чтобы выбить американцев из Кыргызстана и укрепить отношения с Казахстаном. Но, судя по последним экономическим данным, Кремль, возможно, осуществляет геополитическую пирамиду Понци, гарантируя результаты, которых он не в состоянии достичь.
Первые два месяца 2009 г. Москва раздавала деньги своим зарубежным друзьям так щедро, словно цены на энергоносители остаются на прежнем высоком уровне, а глобального кредитного кризиса не было и в помине. Даже Куба, старый друг Кремля, получила недавно льготный кредит на 354 миллиона долларов.
Двумя самыми заметными получателями российских денег стали Кыргызстан и Казахстан. В начале февраля Бишкек инициировал процесс закрытия американской авиабазы «Манас» вслед за объявлением Москвой о том, что она выделит Кыргызстану экономическую помощь в размере 2,1 млрд. долларов. Затем российские чиновники сообщили, что контролируемый Кремлем банк предоставит Казахстану 3 миллиарда долларов, причем значительная часть этой суммы пойдет на модернизацию электростанции, работающей на угле.
Кремль активно расходует средства, несмотря на то, что Россия — одна из стран, наиболее пострадавших от глобального финансового кризиса. И перспективы у Москвы все более удручающие. Недавно российские правительственные чиновники сообщили о том, что государственный бюджет начинает проседать под весом экономического бремени.
Основная проблема России заключается в том, что ее главным источником дохода является экспорт энергоносителей. Бюджет на 2009 г. был составлен, исходя из цены нефти в 95 долларов за баррель. Но 26 февраля цена российской нефти не достигала и половины этой суммы. Еще больше усиливает давление на бюджет то, что доходы государства, по-видимому, составят около 42 процентов от ранее прогнозировавшейся цифры. В то же время, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что государственные расходы в 2009 г. будут существенно выше, чем предусматривалось ранее, в связи с выделением значительных средств на стабилизацию шаткой экономики.
В настоящее время, по словам министра экономического развития Валерии Набиуллиной [так в тексте — прим. пер.], прогнозируется снижение ВВП на 2,2 процента. Но этот прогноз может оказаться сильно заниженным, поскольку он в значительной степени зависит от цен на энергоносители.
Первые цифры за 2009 г. не оправдывают ожиданий правительства. Например, власти прогнозировали общее снижение промышленного производства в 2009 г. на 7,4 процента и стабилизацию инфляции по итогам года на уровне 14 процентов. Но в январе правительство сообщило о сокращении промышленного производства на 19,9 процентов по сравнению с декабрем 2008 г.
Самым тревожным знаком для Кремля должно быть то, что с ужасающей скоростью испаряются средства резервного фонда. Во многом благодаря рекордно высоким ценам на энергоносители, сохранявшимся на протяжении нескольких лет, Москва отложила на случай непредвиденных обстоятельств 4,7 триллиона рублей. И вот эти непредвиденные обстоятельства — в виде финансового кризиса — наступили, и Кремль рассчитывает потратить в 2009 г. 2,7 триллиона рублей из резервного фонда. Если Москва будет расходовать средства фонда нынешними темпами, то в 2010 г. он иссякнет.
Под градом плохих экономических новостей падают и кредитные рейтинги России. Например, как сообщала 23 февраля Financial Times, стоимость страхования от дефолта России по ее долговым обязательствам достигла рекордной суммы. В 2009 г. Москва должна выплатить кредиторам около 500 миллиардов долларов.
Хотя экономические показатели являются достаточным аргументом в пользу фискальной сдержанности, верховный лидер России Владимир Путин, по-видимому, занимает позицию «плевать на мины, полный вперед». Ничто не иллюстрирует воззрения Путина лучше, чем его недавние комментарии по поводу военных расходов. В ближайшие три года Россия планирует потратить 4 триллиона рублей [в тексте «$4 trillion rubles» — прим. пер.] на модернизацию своих вооруженных сил. Эти программы модернизации будут осуществлены, подчеркивает Путин, невзирая на фискальные трудности.
В то время как Кремлю, по-видимому, непросто соотнести свои возможности с новыми экономическими реалиями, население России, похоже, испытывает все большее недовольство. В ходе одного из недавних опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 49 процентов респондентов заявили, что на время финансового кризиса российские власти должны свернуть программы помощи зарубежным странам и вместо этого выделять больше средств государства на сглаживание последствий кризиса для рядовых граждан.
Лидеры стран Центральной Азии, в особенности, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, рассчитывающие на то, что Россия окажет им финансовую поддержку, могут жестоко просчитаться. В ближайшие годы способность Москвы финансировать долгосрочные проекты наподобие строительства двух гидроэлектростанций в Центральной Азии, подвергнется суровому испытанию. Вполне вероятно, что дни России как государства-кредитора уже сочтены. Те центральноазиатские лидеры, которые ставили на помощь России, могут оказаться у разбитого корыта.