Главная » Финансы » Киев – Москва. Чей кризис страшнее

Киев – Москва. Чей кризис страшнее

На первый взгляд в Москве складывается не такая безрадостная картина, как в Киеве. Нет массовых сокращений, госбанки продолжают выдавать кредиты, цены растут, но не так быстро. Но Россия сейчас держится на сделанных еще до кризиса нефтедолларах, а они стремительно тают. Раньше принято было считать: если что-то происходит в Москве, то оно будет через некоторое время и в Киеве. Теперь же – с точностью до наоборот. Но жители Москвы тоже ломают голову, как выжить, в новых условиях.
Взгляд из Москвы

Богачи еще не почувствовали, остальным достается…
Видимых последствий кризиса как будто нет: рестораны заполнены посетителями, магазины – колбасой, креветками, консервами, есть соль и спички, на дорогах ничуть не уменьшилось количество «фордов», «линкольнов» и джипов. "О! Ну это же Москва! – все твердят в один голос, – Москву кризис сильно не коснется.
Ну, станет у миллионеров на один-два миллиона меньше, ну кто-то сменит род деятельности – из менеджеров переквалифицируется в автослесари. Однако есть и другая Москва – Москва приезжих. Студентов, трудовых мигрантов, гастарбайтеров.
Вот тащит картонную коробку с мусором, установленную на тележку, наш дворник-таджик. Такие дворники есть в каждом московском дворе, получают за уборку копейки – $150 в месяц.
– Здравствуй, Карим! Вот скажи, как кризис на тебе отразился? Домой не собираешься? – пристаю к нему с вопросом.
– Нет, дома еще хуже. Тут зарплату платят. Правда, все стало дороже. Рис вот дорого, масло. А „доширак“ (быстрорастворимая лапша. – Авт.) пока нет, „доширак“ – хорошая цена! Нам много не надо. Спасибо!
И все же гастарбайтеры уезжают, строительство ведь свернуто… Остаются в Москве легальные работники – те, кто устроился в магазин грузчиком или кассиром, уборщиком в метро, дворником. Даже в кризис найти россиянина, желающего зарабатывать кусок хлеба этим трудом, сложно.
А что же россияне? Звоню знакомой, Ларисе Рубановской, менеджеру крупного предприятия:
– Как твой кризис? – спрашиваю. – Как здоровье?
– Зарплату задерживают уже на месяц, и надежд получить ее пока нет. Новых заказов нет, так что, чувствую, скоро у меня будет много свободного времени… Купила краски, буду рисовать. Давно хотела… Отказалась от репетиторов для дочери, перестала ходить в кафе и кинотеатр, фитнес-центр. Зато ходим гулять, смотрим кино дома на компьютере, – говорит Лариса.
Я тоже отказалась от кафе и походов в кинотеатр. Редакция журнала „Огонек“, издания, пережившего даже войну, отправила нас в отпуск за свой счет, и у меня появилось свободное время для рисования, изучения английского, домашних пирогов и прочих неспешных радостей. Мы встречаемся с редактором моего отдела, Володей Тихомировым обсудить перспективы „Огонька“, идем в ближайшее кафе пить чай. Раньше мы пили кофе, но в нынешней ситуации заказываем экономичный чайник на двоих.
– Есть будете? – спрашивает официант.
– Нет, спасибо.
– Сегодня я тебя угощаю, – говорит мой редактор, и достает сторублевую купюру. Официант в прошлом получил от нас немало чаевых, потому проявляет сочувственное гостеприимство, сам наливает нам чай.
– Не поверишь, – говорит Тихомиров, – так научился капусту квасить, просто объедение! А курицу мы делим теперь на пять частей: хватает на пять блюд. Всю неделю семью можно прокормить одной курицей…
– А я в 90-е годы делала фальшивую икру минтая из манной каши и селедочного рассола. Еще лук и морковка понадобится. И „куриные“ котлеты можно делать из овсянки: овсянку залить бульоном из кубиков, поперчить, дать на-стояться, добавить два яйца… и жарить в форме котлет.
Котлеты мы едим пока настоящие. Так или иначе – нужно искать работу. Но и тут не все так просто. Многие руководители фирм и компаний, уволив своих сотрудников и сократив зарплаты, берут новых соискателей, продолжая при этом сокращать прежних. Кризис для них – повод обновить коллектив, избавиться от обленившихся, заполучить профессионала, который вдруг оказался без работы.
Вот кому действительно сложно теперь найти работу в Москве, так это няням и гувернанткам. Родители возвращаются из офисов в семьи, экономят на услугах няни и одновременно знакомятся, наконец, с собственным ребенком. Доход нянь сократился на 40%, москвички сами готовы идти „в люди“, и агентства устраивают настоящие кастинги, подбирая няню редкому клиенту.
Кризис меняет нашу жизнь. Но как-то изнутри. Внешние проявления – недостаток денег, долги, сложности с кредитами приводят к другому образу жизни. К примеру, можно ли назвать пострадавшим от кризиса человека, выкладывающего себе камин в загородной даче, утепляющего второй этаж?
А между тем, Александр Климов, владелец небольшого маркетингового агентства, вынужден был съехать с семьей на дачу с арендованной квартиры на окраине. „Кризисная“ цепочка – хозяйка квартиры потеряла работу и повысила цену за квартиру, у самого Александра со-кратилось количество клиентов – привела к другому образу жизни. Отец семейства готовит в субботу блинчики, гуляет в лесу с ребенком, а вечером зажигает камин.
– Я был в ужасе, когда пришлось съехать с квартиры, – вспоминает Александр, – жить на даче, зимой, с маленьким ребенком… Оказалось, свой дом, семья, огонь в доме – это не так уж плохо. Мы еще баню построим, и тогда вообще заживем!

А кризис? Может, и правда, нет его?
Взгляд из Киева

С „черного сентября 2008-го“ живется все хуже
Началом финансово-экономического кризиса и у нас, и в России принято считать „черный сентябрь 2008-го“. Но еще весной впервые заговорили о том, что впервые за много лет традиционного весеннего оживления рынка недвижимости не произошло. И причина – постепенное сворачивание ипотечного кредитования. С наступлением осени началось массовое замораживание строек, в середине октября – сокращения рабочих мест в строительстве, затем стали увольнять банкиров…
В конце октября впервые за много лет начался массовый отток людей в регионы. В ноябре стала дешеветь аренда квартир. Объемы продаж на рынке недвижимости упали уже в 10 раз.
После 25 ноября из обменников стала исчезать валюта… А в конце месяца „зеленый“ стал стремительно расти, пока добрался до отметки в 10 грн/$, потом немного отполз вниз.
Оппозиция заявила, что горбюджет не будет выполнен примерно на треть: зарплаты упали, а с ними – и отчисления в бюджет. В Киеве тем временем проходит выставка предметов роскоши, в парке им. Пушкина. Но покупателей практически нет.
Перед Новым годом в бюджетных организациях и на предприятиях стали массово задерживать зарплату. Из супермаркетов стали исчезать продукты. Руководство торговых сетей отметило снижение потребительской корзины на треть.
В феврале по городу прошла вторая волна сокращений, и работодатели предупредили: в марте вынуждены будут проводить новые увольнения – кризис еще не закончился.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.